Разворот: власти Москвы отказались от тротуарной плитки в пользу асфальта

Решение принято для улучшения имиджа столичного мэра Сергея Собянина

Власти Москвы отказываются от тротуарной плитки. В мэрии столицы принято решение больше не мостить тротуары плиткой в целях экономии бюджетных средств. Об этом в четверг сообщил РИА Новости источник в городской администрации.

«В целях экономии бюджетных средств принято решение о том, что плитку в Москве больше класть не будут. Вместо нее, как и раньше, будут класть асфальт», — сказал собеседник агентства. Он отметил, что асфальт обойдется городскому бюджету намного дешевле плитки.

Замена асфальта на плитку началась в Москве в 2011 году по инициативе мэра Сергея Собянина, который заявил, что городу, особенно в центральной части, стоит избавиться от непрезентабельного асфальта, и распорядился привести тротуары в порядок. Городские власти сообщали, что всего в городе необходимо уложить порядка 1,14 млн квадратных метров плитки. В 2011 году в Москве планировалось уложить плитку на тротуарах центральных улиц и вылетных магистралей, однако полностью выполнить план не успели. В 2012 году, как следует из материалов Москомархитектуры, планировалось замостить в исторической части города в общей сложности 7,1 га на таких улицах, как Воздвиженка, Никольская, Рождественка, Лубянка, Большая Бронная, Ильинка, Полянка, Петровский, Тверской и Никитский бульвары, Лубянская и Манежная площади. Мощение тротуаров на остальных улицах в границах Садового кольца предполагалось провести до 2016 года.

Летом прошлого года замена асфальта на плиточное покрытие на тротуарах стала, пожалуй, главной темой для обсуждения в Москве. Все чертыхались, видя перекопанный тротуар, и вынуждены были идти по проезжей части. Тогда Forbes попытался разобраться в деле с плиткой и ответить на основные вопросы: зачем нужна плитка и правда ли, что плитка долговечнее и экономичнее асфальта?

По официальной версии, плитка должна была улучшить экологию города. Асфальт состоит из битумов, в жаркую погоду плавится и выделяет вредные вещества. По данным департамента ЖКХ и благоустройства Москвы, замена 1 млн кв. м асфальта на плитку позволит снизить количество выбросов в атмосферу на 665 т в год.

Кроме того, уверяли власти, плитка долговечнее асфальта. По заверению главы департамента ЖКХ и благоустройства Андрея Цыбина, срок ее эксплуатации может быть в 2-3 раза дольше асфальта (25-30 лет против 10 лет). Это дает экономию, притом что укладка плиточного покрытия стоит около 3400 рублей за кв. м, а асфальта —1200-1300 за кв. м. Правда, срок службы плитки, судя по данным производителей и продавцов, разнится: где-то фигурируют и названные 25 лет, где-то 20, а в некоторых источниках и вовсе 15 лет.

Согласно типовой смете, по которой рассчитана стоимость контрактов, 1 кв. м плиточного покрытия обойдется бюджету в 3360,48 рубля. Но это в случае Садового кольца, улиц Кремлевского кольца, а также крупных магистралей вроде проспекта Мира или Ленинского проспекта. Для переулков и улиц ЦАО Москвы контракты рассчитывались по другой смете: 3293,06 рубля за кв. м. Разница в сметах не столь существенна, чтобы на нее обращать внимание, говорят строители: возможно, на отдельных участках больше колодцев.

Увлечение плиткой нового мэра Москвы в СМИ связывали с именем жены Сергея Собянина Ирины и c тюменской группой компаний «Аэродромдорстрой». В прошлом году Собянин был вынужден публично разъяснять, что его жена не связана с производством и укладкой плитки. «Ну сняли несколько сотен метров асфальта, и это все заметили <...> Мы еще не приступили к работам, как все взорвались: вот, жена, коррупция. Моя жена воспитателем в детском саду работает и никогда ни к какому бизнесу отношения не имела. А тут истерика на пустом месте», — заявил Собянин в интервью «Ведомостям» год назад.

Год назад мы задались вопросом о будущем «плитки Собянина» («Гид Forbes по плитке Собянина») — надо было подождать зимы, после которой стало бы ясно, насколько качественны материалы и насколько качественно проведена укладка. Оказалось, что судьбу проекта решила не долговечность изделия и не мастерство рабочих. Сегодня «Московский комсомолец» со ссылкой на собственный источник в горадминистрации сообщает, что решение об отказе от плитки и возврате к асфальту было принято под давлением общественного мнения — чтобы не портить имидж городских властей и мэра Москвы.

Читайте также «Гид Forbes по плитке Собянина»

Новости партнеров