Ахиллесово крыло. Возможно ли спасти МС-21 в условиях санкций

Фото Марины Лысцева / ТАСС
Запуск в серию лайнера МС-21 может быть отложен из-за санкций США в отношении «Аэрокомпозита». Судьба самолета в свете международного обострения не определена, считают эксперты

Запуск в серию нового отечественного лайнера МС-21 может быть отложен из-за санкций США в отношении ульяновского предприятия «Аэрокомпозит». Компания попала в сентябрьский список из-за сотрудничества с военным сектором. Теперь американская Hexcel и японская Toray Industries отказываются поставлять российской компании компоненты, необходимые для выпуска композитных деталей крыла и части киля МС-21.

Не ко времени

Новый среднемагистральный самолет МС-21 изначально задумывался как глобальный проект с участием зарубежных компаний, таких как Pratt & Whitney, Zodiac Aerospace и Honeywell. В 2016 году вице-президент по маркетингу и продажам корпорации «Иркут» Кирилл Будаев заявил в интервью CNBC, что МС-21 «не российский, а международный самолет с российскими «мозгами». Когда лайнер проектировался, такая кооперация сулила всем участникам только выгоды.

«В 2014 году, после введения первых санкций в отношении России, стало ясно, что мировой порядок нарушился и правила игры изменились. Сразу же под угрозой оказались наши международные проекты — это касается не только МС-21, но и Sukhoi Superjet 100», — рассказал Forbes авиационный эксперт Владимир Карнозов.

Зависимость от иностранных комплектующих стала ахиллесовой пятой новых лайнеров, продолжил эксперт. Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) заявила, что взяла курс на импортозамещение композитных материалов для МС-21, но неприятный сюрприз может преподнести и другой участник проекта.

«Мы ведь не можем предугадать, что в головах у наших зарубежных партнеров. Не ясно, например, будет ли Pratt & Whitney поставлять двигатели для МС-21. А если нет, это потянет цепочку других проблем. Череда отказов может привести к тому, что программа создания самолета будет все растягиваться и растягиваться, а при определенных обстоятельствам ее вообще придется закрыть», — предупредил Карнозов.

Вывести из под удара

Объединенная авиастроительная корпорация обжалует санкции в отношении «Аэрокомпозита». «Подобные решения — это использование санкционной риторики в конкурентной борьбе в высокотехнологичных отраслях», — говорится в заявлении ОАК.

По мнению директора агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, проблему санкций в отношении предприятия следует рассматривать с двух точек зрения — тактической и стратегической. «Поскольку компания «Аэрокомпозит» — это все-таки гражданское предприятие, действительно есть возможность вывести его из-под санкций и устранить подобные риски в будущем. Сейчас проблема налицо, но это не значит, что закупка необходимых материалов за рубежом — принципиально нерешаемый вопрос», — проиллюстрировал эксперт «тактическую» точку зрения на ситуацию.

Однако стратегически России выгоднее наладить у себя производство необходимых смол и волокна для углепластика: «Это более трудоемкий, но и более выигрышный путь. Отмечу, что история отечественных композитных материалов для аэрокосмической отрасли насчитывает не годы даже, а десятилетия. Такие материалы использовались, например, в конструкции самолета Ту-204».

«С учетом отсутствия альтернатив композитам в конструкции как МС-21, так и совместного российско-китайского проекта лайнера CR929, необходимость отечественного сырья и оборудования для производства полного цикла становится очевидной. Это может стать прибыльным бизнесом, обслуживающим не только аэрокосмическую, но и смежные отрасли, которые, благодаря широкому внедрению нового материала, смогут совершить качественный скачок», — убежден Пантелеев.

Импортозамещение таит в себе еще один плюс, отметил эксперт: «В настоящее время «Аэрокомпозит» уже достаточно набил руку в изготовлении композитного крыла. Новый материал потребует перепроектирования детали, что позволит с учетом накопленного опыта заодно ее модернизировать, улучшив характеристики МС-21».

Отладка производства российских компонентов займет около трех лет, еще два года потребуется для аттестации нового материала, считает Пантелеев. По мнению Владимира Карнозова, импортозамещение в этой области является для российской промышленности «локальной задачей, которая займет год-другой».

Пассажирский узкофюзеляжный самолет МС-21 был разработан корпорацией «Иркут» — это второй после Sukhoi Superjet 100 крупный российский проект в области гражданской авиации. В зависимости от модификации он может быть ближне- и среднемагистральным, вместимостью от 150 до 211 человек. МС-21 должен составить конкуренцию таким самолетам, как Airbus A320neo и Boeing 737 MAX. Согласно данным производителя за счет широкого использования композитных материалов МС-21 легче, а значит, экономичнее лайнеров аналогичного класса. Первый полет самолет совершил в мае прошлого года.

Новости партнеров