Цена вопроса: во что обошелся Америке самый длинный «шатдаун»

Павел Кошкин Forbes Contributor
Фото Bill Clark / CQ Roll Call / Getty Images
Перерыв в работе американского правительства в 2019 году побил все рекорды. Для США это может обернуться не только экономическими, но и политическими потерями, в том числе и на международной арене

Закрытие правительства США, продлившееся рекордные 35 дней — c 22 декабря прошлого года до 25 января нынешнего — стоило американской экономике $11 млрд. В частности, ВВП страны упал на $3 млрд в четвертом квартале 2018 года, тогда как в начале 2019 года этот показатель снизился на $8 млрд, говорится в докладе Бюджетного управления конгресса, который был опубликован 28 января. В целом падение ВВП составляет примерно 0,3%.

При этом $3 млрд из 11 потеряны безвозвратно. Это означает, что уровень ВВП в 2019 году будет на 0,02% меньше прогнозируемого, уточняют авторы доклада Бюджетного управления конгресса. По их оценкам, самый значительный ущерб от закрытия правительства понесли частные предприниматели и сотрудники федеральных ведомств, которых отправили в вынужденный отпуск.

Бизнес потерял доходы от приостановленных контрактов с правительственными ведомствами: многим частным подрядчикам запрещается предоставлять услуги и товары тем министерствам, которые не получают государственного финансирования.

«Некоторые из этих частных предприятий никогда не смогут компенсировать потерянный доход», — резюмируют авторы доклада, добавляя, что представители малого бизнеса в США столкнутся с финансовыми, административными и инвестиционными проблемами, так как из-за закрытия правительства они не смогли вовремя получить государственные лицензии, сертификаты и кредиты. — «Эти факторы, вероятно, начали приводить к тому, что компании откладывали решения по инвестициям и найму новых сотрудников».

Около 40% сотрудников министерств, или 800 000 человек понесли финансовые потери из-за невыплаченных жалований, примерно 300 000 из них отправились в административный отпуск без сохранения заработной платы. В целом, пострадавшим не выплатили около $9 млрд — 6 млрд не получили те, кто бесплатно работал во время закрытия правительства, 3 млрд — те, кого отправили в административный отпуск, подсчитало Бюджетное управление конгресса.

Ожидается, что в феврале или марте правительство возместит убытки пострадавшим. 25 января президент США Дональд Трамп подписал закон о финансировании правительства до 15 февраля, однако он пока не включает средства на строительство «мексиканской» стены на южной границе США, то есть по сути не решает причину проблемы, парализовавшей законодательную и исполнительную власть на пять недель.

Кто виноват?

После закрытия американского правительства финансирование девяти из 15 федеральных ведомств с их подразделениями было приостановлено. Пострадали министерства национальной безопасности, сельского хозяйства, финансов, юстиции, торговли, транспорта и внутренних дел, а также Министерство жилищного строительства и городского развития и Государственный департамент.

Поводом для закрытия правительства стали разногласия президента и Конгресса по финансированию бетонно-металлической стены на границе США и Мексики. Еще во время своей президентской кампании в 2015-2016 годы Трамп грозился возвести новые ограждения на южной границе Америки, чтобы бороться с нелегальной миграцией. По сути он хотел укрепить уже существующие ограждения и возвести новую стену на тех участках границы, через которые мексиканские семьи незаконно перебираются в США. Это прежде всего долина реки Рио-Гранде, по которой проходит граница между американским штатом Нью-Мексико и Мексикой.

Однако Трамп до сих не выполнил свое предвыборное обещание, так как демократическое большинство в Палате представителей блокирует его попытки использовать бюджетные деньги для сомнительного и затратного, на их взгляд, проекта.

Еще в 2018 году возглавляемая республиканцами палата представителей приняла законопроект о выделении таможенно-пограничной службе $5,7 млрд. Цель — строительство 215 миль новых бетонно-металлических ограждений и реновация изношенных участков, преимущественно, в районе Рио-Гранде. Но в начале января 2019 года Палата представителей перешла под руководство демократов. Они дали понять, что Трамп не получит нужную сумму на строительство стены. Максимум, что они могут ему предложить — это $1,3 млрд на этот проект. Почти такая же сумма выделялась на «мексиканскую» стену в прошлом году.

Но этих денег было недостаточно для реализации задумок Трампа. 21 декабря прошлого года президент не смог прийти к компромиссу с лидерами демократов Чаком Шумером и Нэнси Пелоси. Таким образом Правительство закрылось.

Данная ситуация иллюстрирует глубочайший конфликт между законодательной и исполнительной властью, который обострился при Трампе. Но это вовсе не уникальное явление в истории США: противостояние между президентом и Конгрессом — норма для американской системы «сдержек и противовесов». Прецедентов было много: предшественники Трампа — Билл Клинтон и Барак Обама — противостояли полностью республиканскому конгрессу в 1995 и 2015 годах, во время их правления правительство тоже закрывалось.

Самый долгий «шатдаун»

Что отличает администрацию Трампа — это тот факт, что при нем правительство закрывалось три раза, причем недавний пример был самым длинным в истории Америки. До Трампа лидировали демократы Клинтон и Джимми Картер: при первом правительство закрывалось два раза — в ноябре и декабре 1995 году, при втором — пять раз: три раза в 1977 году, по одному разу в 1978 и 1979 годах. При Клинтоне правительство было закрыто на 21 день, при Картере — на 17 дней в 1978 годах. При Трампе государственные ведомства не работали на протяжении 35 дней.

В США закрытие правительства принято называть «шатдаун» (shutdown). За последние 50 лет в Америке он происходил 21 раз. С 1976 по 1987 годы правительство закрывали почти каждый год из-за политических разногласий между президентом и конгрессом, республиканцами и демократами. Как правило, это происходило, когда представители исполнительной и законодательной власти принадлежали к разными партиям — республиканской или демократической. Но иногда причиной «шатдауна» становились внутрипартийные противоречия, как это было в 1978 году при Картере, когда и конгресс был полностью демократическим.

После 1990 года правительство закрывалось реже — между «шатдаунами» республиканца Джорджа Буша-старшего и Клинтона прошло пять лет. После 1995 года правительство функционировало без перебоев на протяжении почти восьми лет, до октября 2013 года, когда у власти был Обама. С приходом Трампа возобновляется давняя традиция более частых «шатдаунов»: правительство при нем закрывается уже второй год подряд, и на более долгий срок.

Кроме того, меняется повестка «шатдаунов». Сегодня на первый план выходит борьба с нелегальной иммиграцией, в то время как раньше в центре внимания были проблемы здравоохранения и государственных расходов на военные и социальные проекты.

Так, в 2013 году правительство закрылось из-за межпартийных разногласий вокруг реформы здравоохранения Obamacare. Республиканцы в конгрессе хотели урезать ее финансирование, но демократы во главе с президентом Обамой воспрепятствовали этому. Результат неутешительный: правительство закрылось на 16 дней. Это четвертый по длине «шатдаун» и пока самый дорогой. Он стоил американской экономике $24 млрд.

В декабря 1995 года правительство закрылось, так как председатель Палаты представителей Ньют Гингрич не одобрил семилетний бюджетный план Клинтона, предлагавшего повысить государственные расходы. Президент не хотел сокращать расходы, и тогда Гингрич отказался повышать потолок государственного долга, без чего нельзя было принять бюджетный план. Ведомства простаивали без работы 21 день: это был второй по длительности «шатдаун».

Наконец, в 1978 году президент Картер не смог договориться с конгрессом по военным расходам. Он наложил вето на законопроект о финансировании строительства атомного авианосца, который считал слишком затратным.

Его президентство омрачилось еще тремя «шатдаунами» в 1977 году и одним в 1979, которые были вызваны внутриполитическими разногласиями среди демократов: Палата представителей и Сенат долгое время не могли прийти к компромиссу по вопросу выделения государственных денег на аборты у женщин из малоимущих и многодетных семей в рамках медицинской страховки Medicaid. Конгрессмены считали, что страховка может покрывать аборт только тогда, когда есть угроза жизни матери, а сенаторы предлагали дополнительно включить в страховку аборты в случаях изнасилования и инцеста. Из-за этого финансирование Министерства здравоохранения, образования и социального обеспечения было отсрочено.

«Конкуренция систем»

Что еще отличает «шатдаун» Трампа от предыдущих — так это попытки американцев увязать недавнее закрытие правительства с Россией. Некоторые журналисты намекают на то, что американский президент действует в интересах России, когда провоцирует закрытие правительства.

Ведь «шатдаун» парализовал многие американские ведомства, в том числе и министерство юстиции, которое курирует независимое расследование Роберта Мюллера. Но это, однако, не повлияло на ход расследования. Оно «финансируется из постоянных бессрочных источников», заявил представитель Минюста перед закрытием правительства, развеяв опасения противников Трампа.

Тем не менее, закрытие правительства серьезно отразилось на работе государственного департамента. Примерно 42% сотрудников американского внешнеполитического ведомства, работающих в США, были отправлены в отпуск без сохранения заработной платы. При этом 26% чиновников Госдепа, находящихся в других странах, тоже были вынуждены уйти в неоплачиваемый отпуск. Остальные — в том числе и участники делегации главы Госдепа Майка Помпео на Ближний Восток — работали бесплатно.

Скептики опасаются, что регулярные «шатдауны» только дискредитируют США в глазах других стран, а также дают повод усомниться в том, что Америка придет на помощь союзникам или сможет ответить на враждебные действия достойным образом, если она не может даже навести порядок в собственном «дворе».

Неспособность американских политиков договориться также бросает тень и на политическую систему США. По мнению обозревателя Bloomberg Хала Брэндса, это ставит либеральную демократию в невыгодное положение по сравнению с авторитарным капитализмом. Ведь Китай и Россия сегодня всеми силами пытаются доказать привлекательность своих режимов в «конкуренции систем».

«Россия может с удовольствием наблюдать за политическим хаосом в США. Закрытие правительства стало еще одним признаком неуправляемости американской политической системы. И если правительство США закроется вновь, это даст еще один повод для пропаганды со стороны Москвы», — сказал Forbes старший советник Атлантического совета Харлан Уллман.

Новости партнеров