К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Тарифная зона: как платят за подземку в крупнейших городах мира

Yuya Shino / REUTERS
Yuya Shino / REUTERS
Forbes рассмотрел, как функционирует подземка в городах, чей опыт был изучен Московским метрополитеном для проекта новой билетной системы

5 февраля появилась информация о том, что Московский метрополитен заказал разработку новой билетной системы, предполагающей наличие зональной тарификации. Соответствующий тендер был проведен в декабре прошлого года, исполнителем заказа стала компания «Программный продукт». Цена контракта составила 670 млн рублей, срок исполнения — 910 календарных дней.

Перед началом реализации проекта был проанализирован опыт Лондона, Сингапура, Токио и Нью-Йорка — городов с развитыми транспортными системами. Поэтапное внедрение новой системы оплаты и контроля проезда должно начаться с 2020 года.

Как подчеркнули столичные власти, в Московском метро не планируют вводить зональные тарифы за проезд. В пресс-службе метро объяснили, что метрополитен создает по поручению столичного департамента транспорта единую билетную систему для всего общественного транспорта Москвы. «В наземном городском транспорте и в электричках есть зональные тарифы. Поэтому новая единая система оплаты проезда предусматривает технические возможности записи и считывания зональных билетов», — сказали в пресс-службе. «Включение в техзадание зональной оплаты необходимо для интеграции пригородных железных дорог и будущих МЦД, где есть зональная оплата. Также зоны имеются в наземном транспорте при поездках из/в ТиНАО и Зеленоград. Переход на расчет оплаты зонами на действующей инфраструктуре московского метро даже не рассматривается»,  — прокомментировал сообщения СМИ вице-мэр Москвы Максим Ликсутов.

 

По мнению руководителя практики по работе с инфраструктурными и транспортными предприятиями KPMG в России и СНГ Алексея Романенко, в пользу зональной тарификации метро можно привести немало доводов: «Система оплаты поездок по зонам или гибкие тарифы — хороший инструмент, который позволяет учесть степень использования инфраструктуры, когда стоимость поездки напрямую привязана к ее продолжительности и преодоленному расстоянию, а также объединить между собой различные виды транспорта в единую систему. Например, могут быть созданы сквозные тарифы на поездки в аэропорты с использованием метро и аэроэкспрессов, на поездки из пригорода в центр с учетом электричек».

Деление Москвы на зоны, если оно и произойдет, способствовало бы дальнейшей сегрегации горожан, предупреждает руководитель департамента исследований и аналитики по Восточной Европе Cushman & Wakefield Денис Соколов: «Если в СССР сегрегационным маркером была московская прописка, то теперь таким маркером могут стать метро-зоны. И через 10 лет выйдет фильм про роман девушки из шестой зоны и юноши из первой».

 

Forbes рассмотрел тарифные схемы метро в тех городах, опыт которых изучил Московской метрополитен перед созданием новой билетной системы.

Токио

Lee Jae-Won / REUTERS
Lee Jae-Won / REUTERS

Метрополитен Токио обслуживают сразу два оператора: Муниципальное транспортное управление (Toei) и более крупная частная компания Tokyo Metro — 9 линий против 4. Такое деление кажется необычным: если пассажир приобрел билет одного оператора, а ему необходимо пересесть на линию, находящуюся в ведении второго, придется купить другой проездной документ.

Избежать подобных переплат позволяют объединенные билеты Tokyo Metro & Toei Subway или транспортные карты PASMO. Последние также можно использовать для оплаты покупок в торговых автоматах и магазинчиках на станциях.

 

Стоимость билета зависит от расстояния. Так, самый дешевый проездной Tokyo Metro обойдется в $1,5; для детей — $0,82 (здесь и далее цены указаны в долларах США), он работает в зоне 1-6 км. За поездку на 7-11 км придется заплатить $1,82 (0,91). Третья зона — 12-19 км ($2,18/1,09). Четвертая — 20-27 ($2,55/1,27). Наконец, самый дорогой билет — от 28 до 40 км: $2,82/1,46.

Рассчитать стоимость билета можно при помощи карты метро; если пассажир ошибся и проехал дальше, ему придется доплатить разницу в специальном автомате, расположенном на выходе со станции.

Лондон

Neil Hall / REUTERS
Neil Hall / REUTERS

Одиннадцать линий лондонской подземки, которую называют просто The Tube («Труба»), пересекают 9 кольцевых транспортных зон. Наиболее оживленные — первые шесть, находящиеся в пределах Большого Лондона (Greater London) — от центра города до аэропорта Heathrow. Оставшиеся относятся к Пригородному поясу (London commuter belt).

Стоимость билета на одну поездку (Travelcard) варьируется в зависимости от удаленности конечной точки. Перемещение по центру Лондона (между 1-й и 2-й зонами) обойдется в $6,35 ($3,11 для детей), так же как и поездка из 1-й в 3-ю зону. Поездка в четвертую зону из первой стоит $7,65 ($3,76), так же как и в пятую. Шестая еще чуть дороже — $7,78 ($3,89). Наконец, из 2-й в 6-ю зону можно добраться за $7,65 ($3,76).

Выгоднее пользоваться транспортной картой Oyster — экономия почти вдвое: так, поездка из 1-й в 5-ю зону обойдется в $4. Однако у тарифов Oyster есть повышающий коэффициент: поездка в утренние (6.30-9.30) и вечерние (16.00-19.00) часы обойдется дороже. Попасть в час пик в пятую зону будет стоить  $6,10.

 

Нью-Йорк

Michael Nagle / Bloomberg via Getty Images
Michael Nagle / Bloomberg via Getty Images

Подземка крупнейшего города США не разделена на транспортные зоны, расстояние не играет роли. Как и в Москве, пассажир платит по одному из фиксированных тарифов за вход, после чего может совершать неограниченное количество пересадок на сколь угодно длинных маршрутах. Отметим, что метро Нью-Йорка является наиболее протяженным в мире, с самым большим числом станций.

До середины 1990-х годов в Нью-Йорке существовали так называемые «двухтарифные зоны». Это означало, что пассажир метро был вынужден покупать еще один билет, если пересаживался на автобус — и наоборот.

В 1994 году под слоганом «Один город — один тариф» была введена в оборот магнитная «Метрокарта» (Metrocard). Она позволяет пассажиру совершить одну бесплатную пересадку метро — автобус в течение 2 часов. Если потребуется дополнительная пересадка между автобусами, ее придется оплатить. В том случае, если обладатель Metrocard использует только наземный транспорт, он может совершать неограниченное количество пересадок между автобусами в течение двух часов.

Сингапур

Edgar Su / REUTERS
Edgar Su / REUTERS

Стоимость поездки в сингапурском метро (MRT) и легком метро (LRT) автоматически рассчитывается в зависимости от расстояния. Покупая транспортную карту в билетном автомате, пассажир указывает нужную ему станцию и вносит требуемую сумму. На выходе со станции карточку необходимо поднести к магнитному считывателю. Минимальная цена поездки составляет $0,56, максимальная — $2,50.

 

Обычный билет (Standard Ticket) можно использовать до 6 раз, пополняя счет в тех же билетных автоматах. Чтобы пассажиры не выбрасывали картонную карточку после первой же поездки, в ее цену включен небольшой залог, который возвращается после третьего использования — в виде скидки на поездку. На заключительную шестую поездку тоже предоставляется небольшая скидка.

За $3,70 пассажир может приобрести многоразовую карточку Ez-Link. Она позволяет свободно выходить на любой станции. На карточке сразу замораживается сумма, равная максимально возможной стоимости поездки; на выходе из метро списывается реальная стоимость, а остаток возвращается на счет. Ez-Link предлагает выгодные условия по сравнению с разовым билетом: тарифы снижены наполовину, а при пересадке с одного вида городского транспорта на другой предоставляется скидка.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+