К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Семь принцесс, которые портят россиянам жизнь: почему проваливаются великие проекты

Фото DR
Фото DR
На стратегических сессиях мы строим наполеоновские планы и запускаем ракеты в космос, но в большинстве случаев прекрасные начинания заканчиваются ничем, а через полгода оказывается, что вашу ракету в космос отправил кто-то другой. Почему так получается, рассказывает на платформе Forbes Ontology коуч Татьяна Мужицкая.

Татьяна Мужицкая — психолог, бизнес-тренер, автор и ведущая нескольких тренингов-бестселлеров, писатель.  Ведущая летней программы Ontology Summer Camp в рамках клуба персонального развития Forbes Ontology. Онлайн-программа состоит из четырех модулей, второй — с авторским тренингом Мужицкой — стартует в июле, успейте присоединиться!

Синдром великого проекта, которому не суждено состояться, наверное, переживали все предприниматели и компании, и механизм в большинстве случаев примерно один и тот же. Это мой любимый кейс, который мы отрабатываем на тренингах через метафору разговора с воображаемыми принцессами. Мы говорим так: смотрите, обнаружены виновные -  это семь принцесс, из-за которых ничего не получается. А раз мы нашли, кто виноват, то найдем и противоядие для каждой из них.

Анахуа, принцесса китайская

Анахуа, — так зовут первую китайскую принцессу, — требует ответов на вопросы «зачем» и «для чего». Важно, чтобы у вас был честный ответ, потому что если его нет, то можно дальше и не копать, — собственно, огромное количество стартапов на этом и заканчивается. Популярный ответ на вопрос «зачем» — хотим заработать денег. Это нормальная история, но ключевой вопрос нашей принцессы — «анахуа» ваш проект нужен клиенту. В большинстве провальных стартапов проект клиенту не нужен ни за чем. Рассмотрим и другие прекрасные начинания: например, вы решили отшлифовать английский язык или пойти на MBA – вроде как для дальнейшего карьерного роста все это нужно, но сколько процентов людей начинают учиться и бросают? По моему опыту — больше половины. Потому что у них нет хорошего ответа на вопрос «анахуа?».  Надо, потому что надо, — не работает. Как только азарт заканчивается, человек сходит с дистанции. Правильный ответ был бы такой: я достиг потолка своей карьеры, теперь хочу стать руководителем среднего уровня, и мне для этого нужен MBA. Если человеком в самом деле хочет выйти на новый уровень — он это будет делать. Если ему и так нормально, то он просто зря потратит деньги и время. Английский — тоже не цель, а средство — только с хорошим языком ты сможешь играть значимую роль в международном проекте, где основной язык коммуникации английский. Вопрос, насколько сильно ты хочешь играть эту роль.

 

Ичо, принцесса вьетнамская

С этой принцессой надо поговорить о том, порадует ли вас цель, — или, может быть, от того, что вы ее достигнете, вам будет ни горячо, ни холодно. Может кто-то и хочет лучше должность, но явно не вы. Абитуриент вроде и хочет поступить, но ему это не надо, — надо, чтобы мама уже перестала давить. Или бывает такая мотивация: все вокруг делают проекты, и мне пора, наверное. Простая проверка: если при мысли о том, что вам принесет достигнутая цель, энергии прибывает и настроение повышается, отлично — с принцессой Ичо разобрались.

Если нет, надо проверить, стоит ли за это браться. Может оказаться, что MBA не отобьется — на программу потратишь до 100 тысяч евро, а прибавка к компенсации потом окажется настолько незначительна, что отбивать затраты на обучение будешь пятнадцать лет. Уже не так интересно, правда? Или вот вы реалистично посмотрели на свой стартап, и поняли, что всю прибыль будете пускать на развитие, денег на поддержание штанов не будет пять лет, а отобьются все вложения только через пятнадцать лет — и у вас сильно упало от этого настроение, то лучше подумать, как перестроить всю схему.

 

В больших компаниях сейчас очень любят проводить дорогостоящие трансформации. А что говорит на это наша принцесса Ичо? Модно, стильно, молодежно — не ответ. Я лично работала в компании, туда пришел ИТ-директор и первым делом сменил корпоративные номера на другого оператора, и оказалось, что новый оператор не ловил в половине ресторанов – а он не подумал об этом эффекте, ему нравилось, что контракт был выгодный.

Данунах, принцесса индийская

Принцесса Данунах — про сам процесс. Если вы придумали и начали делать свой великий проект, но вам неприятен сам процесс, — ничего не получится. Потому что процесс будет долгим, а долго терпеть неприятные эмоции мы не будем. Например, часто случается, когда отличный продавец, который находил потрясающий контакт с клиентом, вдруг становится руководителями и ему надо теперь всех контролировать, — и тут он сдох. Ему нравится продавать, но не сидеть за компьютером с таблицами. Еще частая несостыковка с принцессой Данунах — когда творческий человек придумал свой гениальный стартап, но от продаж его воротит. Тут вариант — сразу собирать команду, брать себе в пару прекрасного продажника, не пытаться даже начинать впрягаться в то, что не любишь делать каждый день.

Никагдулия, принцесса грузинская

Это принцесса про перфекционизм, она помогает погибнуть под плитой недостижимой идеальности. Тут очень помогают минимальные KPI — но есть бизнесы и навыки, где легко делать замеры, а есть такие, где не просто рассуждать о качестве. Как вы оцените, улучшилось ли качество тренинга или владение языком? Это все скорее поводы для манипуляции. Можно улучшать сколько угодно. Как мне однажды сказал руководитель: «Ты не соответствуешь». Я говорю — «Чем». Он: «Всем». Мне приходилось его пытать, чтобы понять, какие критерии. А нормальный был бы вопрос: что надо сделать, чтобы вы поняли, что я соответствую. Бывает обратная стороны оценки эффективности, когда сами системы оценки занимают треть рабочего времени всей команды. Это может не иметь никакого отношения к настоящей оценке. Важно, чтобы человек сам четко понимал, что именно он сделал хорошо — и как это другие поймут, иначе ему приходится иметь дело с принцессой Никагдулия – она про «никогда не достигнешь». Вопрос «при каких условиях я могу требовать повышения зарплаты» требует четких критериев. Если ответ «все будет хорошо, с бонусом не обидим» — на это не нужно соглашаться никогда.

 

Схуали, принцесса японская

Ну тут все понятно: почему я этим занимаюсь и именно сейчас? Это про своевременность. Понятно, что здорово расширить производство. Но почему именно сейчас, когда у нас четыре кредита и половина людей поуходили.  А если ответ — потому, что я выучился на MBA, именно такой кейс защитил и пришел его воплощать — тут нарушена причинно-следственная связь. Хорошо, если такому заряженному топ-менеджеру есть кому возразить — а если нет, он может взять все риски и планомерно потратить полгода жизни всей компании и большой бюджет на что-то невыносимо прекрасное, и параллельно развалить производство и поставки базового продукта, который кормит всю компанию.

Нахренада, принцесса греческая

Это самая популярная в России принцесса: вокруг всегда найдется армия людей-демотиваторов, кто будет задавать вам этот вопрос и тормозить на старте – говоря, рынок стоит, не интересно, не модно. У меня есть реальный кейс: женщина в крупном региональном центре начала делать свой бизнес, решила заняться унитазами. Ей все вокруг говорили: лучше бы туфельками и бусиками, ты в этом лучше понимаешь, и только ленивый не пошутил: «будешь королевой унитазов». К счастью, она всех слушала, но пропускала мимо ушей, и продолжала заниматься сантехникой, и теперь у нее третий по объему бизнес в регионе. Она даже купила себе гоночную машину, покрасила в розовый и написала на ней «Королева унитазов» — это реальная история.

Обосрилия, принцесса итальянская

Частая история: после незначительного факапа руководителя почему-то весь проект рушится как домино. Если нет целей, то коучи помогают, а вот с Обосрилией надо идти на личную психотерапию: значит, есть какая-то — чаще всего детская — история, почему в момент, когда надо максимально собраться, вы даете задний ход.  Это может быть любая ерунда из детства, что когда-то в 12 лет вы принесли домик из спичек на школьную ярмарку, а все сказали, что это фуфло. Или учитель отругал у доски, и человек решил, что публичные выступления – не для него. Я столько подготовила людей с фобиями публичных выступлений, и у всех были странные детские травмы. Вместо того, чтобы игнорировать фобии, надо один раз это вылечить. Подойдет НЛП, телесная психотерапия, да любая терапия, ориентированная на результат. Более того — это легко и быстро лечится.

Чтобы зарядить батарейки и набраться сил для разговора со всеми этими «принцессами», приходите на авторский онлайн-тренинг Татьяны Мужицкой «Ты — не ты, когда выдохся, или как зарядить батарейки»: он будет длится весь июль в рамках модуля «Энергия« программы персонального развития Ontology Summer Camp. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+