$59.61
63.75
ММВБ2159.96
BRENT55.51
RTS1138.99
GOLD1210.48

25 самых выгодных франшиз в России — 2014: рейтинг Forbes

читайте также
«Школа миллиардера»: 15 полуфиналистов Бизнес и банк: как не навредить молодой компании при выборе банка Конфликт во благо: почему претензия — признак лояльности Противостояние века: зачем сотрудничают стартапы и корпорации Рейтинг брендов — 2017 Место под солнцем. Как грузинские мотивы принесли «Кезскому сырзаводу» 80 млн рублей Заявка на конкурс «Школа миллиардера»: letmeget Заявка на конкурс «Школа миллиардера»: ReRooms Заявка на конкурс «Школа миллиардера»: ReWeDo Заявка на конкурс «Школа миллиардера»: Сыр&Масло Заявка на конкурс «Школа миллиардера»: Эврика Заявка на конкурс «Школа миллиардера»: BusyTalks Заявка на конкурс «Школа миллиардера»: Mary Fruit & Berry Заявка на конкурс «Школа миллиардера»: BestPlace Заявка на конкурс «Школа миллиардера»: AssetData Заявка на конкурс «Школа миллиардера»: SINTEZ Заявка на конкурс «Школа миллиардера»: Profseller Стать бизнесменом в 2017 году: семь идей для запуска стартапа Заявка на конкурс «Школа миллиардера»: FITMOST Заявка на конкурс «Школа миллиардера»: FuelUP Заявка на конкурс «Школа миллиардера»: Умняшка

25 самых выгодных франшиз в России — 2014: рейтинг Forbes

80% участников списка составили бренды, созданные в России

Время бурного появления новых франшиз в России, кажется, прошло. Если в 2011 году, по данным Российской ассоциации франчайзинга, у нас насчитывалось 750 компаний-франчайзеров (рост на 98% за трехлетний период), то к 2014 году их количество уменьшилось до 720. Зато компании, оставшиеся на рынке, стараются расширять свои сети. 40% франчайзеров — российские по происхождению, и как раз в этом сегменте есть еще потенциал роста (в Китае, например, 90% франчайзеров — это китайские бренды). Что примечательно: 80% участников очередного рейтинга самых выгодных франшиз Forbes — это бренды, созданные в России.

Лонг-лист рейтинга — всего 130 франшиз — мы составляли, используя каталоги Beboss.ru, Buybrand.ru, Coolidea.ru, Franshiza.ru, Myfranch.ru и базу данных, накопленную Forbes. Отбирались франшизы со стартовыми вложениями от 350 000 рублей, или $10 000 (паушальный взнос, стоимость ремонта и оборудования помещения, минимально необходимого объема товаров и т. д., за исключением арендных и коммунальных расходов). Отсекались компании-франчайзеры, открывшие в России менее 50 франчайзинговых точек и появившиеся на рынке позднее декабря 2012 года (это не позволяет использовать для расчетов среднюю выручку и прибыль одной точки за полный календарный год).

Шорт-лист — 43 франшизы — был сформирован с учетом ответов франчайзеров на опрос Forbes. В список не попали компании, не предоставившие финансовые показатели, а также франчайзеры, у которых число закрытых точек за 2013 год превысило 50% от числа открытых за то же время. Среди них, например, оказалась МТС, вторая по величине сеть салонов мобильной связи (4200 точек, из них более половины — франчайзинговые). МТС не раскрывает выручку и прибыль своих франчайзи. 

Долгосрочный успех франчайзи зависит не только от потенциальной выгодности франшизы. Есть такие важные факторы, как источник стартового капитала (собственные или заемные средства), условия аренды помещения, уровень конкуренции, изменение спроса на товар или услугу и т. п. Однако франшиза привлекательна тем, что не требует инвестиций в создание продукта, технологии, бренда. В случае неудачи франчайзи, если продержится год-полтора, может полностью или частично вернуть вложенные средства.

Сначала франшизы в шорт-листе оценивались по средней годовой выручке одной франчайзинговой точки (максимальный балл 50 — у франшизы с самой высокой выручкой). На втором этапе — по соотношению прибыли и стартовых вложений (максимальный балл 50 присваивался франшизе с наибольшим превышением прибыли над затратами). Сумма баллов определяла место франшизы в рейтинге.