Аутсорсинг финансов и бухгалтерии: миф или реальность?

Рынок аутсорсинга финансовой службы и бухгалтерии становится, наконец, цивилизованным и в России.

Чтобы создать эффективную финансовую организацию, необходимо использовать в своей работе стандартизированные процессы и методы контроля. В противном случае собственнику не добиться устойчивости бизнеса в условиях непредсказуемой российской экономики. Казалось бы - это прописные истины. Однако на деле данной практике в России следуют лишь единицы компаний. Реальность такова, что до 80% рынка сегодня занимают низкоквалифицированные частные бухгалтеры, да и крупные корпорации не всегда обеспечены серьезными финансовыми платформами - многие работают по старинке, заполняя отчетность «на коленке».

Компания Solid’s одна из первых на рынке аутсорсинга предлагает своим клиентам качественные услуги финансовой службы и бухгалтерии. Принципиальное отличие фирмы от ее конкурентов – ориентация на мировые стандарты FA аутсорсинга.

Григорий, насколько сегодня в России развит рынок аутсорсинга финансовой службы и бухгалтерии (Finance and Accounting, FA)?

Григорий Саакян, генеральный директор компании Solids: Сегодня рынок аутсорсинга в России только начинает формироваться. Очевиден дефицит информации о характере подобных услуг, поэтому и собственники зачастую недоверчивы к подрядным организациям, а также неспособны здраво оценить стоимость услуг FA. Задумайтесь: сколько лет в нашей стране мелкий и средний бизнес сотрудничал исключительно с частными бухгалтерами? Исходя из данных Росстата, в стране сегодня трудится порядка 5 миллионов бухгалтеров при 76 миллионах работающего населения. Большинство таких специалистов выполняют элементарные финансовые операции, порой и в ущерб клиенту. Так, максимум, что они делают – платят НДС (даже если есть убыток!), налоги на прибыль и «рисуют» отчетность в ночь перед ее сдачей. Более того, такие бухгалтеры могут создать дополнительную налоговую нагрузку на собственника, не подав, например, возмещение на НДС или увеличив налогооблагаемую базу. Очевидно, что при любой проверке у собственника могут возникнуть проблемы с ФНС, которая, нередко находит ошибки в отчетности и начисляет штрафы, а иногда блокирует счета. Стоит ли удивляться, что сегодня репутация аутсорсинга финансовой службы и бухгалтерии запятнана? Компания Solid’s прикладывает массу усилий для того, чтобы изменить ситацию, строя свой бизнес по принципиально иным законам.

Напрашивается вопрос: чем вы в таком случае отличаетесь от своих конкурентов?

Григорий Саакян: Компания Solid’s работает согласно стандартам, применяемым во всем мире в области аутсорсинга, и это главное наше отличие, позволяющее гарантировать высокое качество услуг. Большое значение для успешного функционирования фирмы имеет развитая инфраструктура: у нас установлены мощные серверы с регулярно обновляемыми и сохраняемыми базами данных. Мы сдаем отчетность в электронном виде и никогда не готовим ее в авральном режиме, что так распространено у многих бухгалтерских служб. Специально для этого выстроена система риск-менеджмента, согласно которой специалистам не выгодно задерживать обработку входящей документации. В компании создана, так называемая, «иерархия ответственности», когда один отдел контролирует работу другого и бонусы сотрудников зависят от количества найденных ошибок и выполненных дедлайнов. Конечно, мы тоже можем допустить ошибку, но вся ответственность Solid’s застрахована. Стоит также добавить, что мы создали кадровую систему, которая устойчива к невыходу на работу отдельных специалистов.

Какие компании могут заинтересоваться услугами, которые предоставляет компания Solids?

Александр Землянский, управляющий партнер компании Solids: Это могут быть компании самого разного формата, как крупные корпорации, так и мелкий бизнес. Главным мотивом обращения в компанию Solid’s обычно служит желание собственника избавиться от обременения в виде непрофильного бизнес-процесса и сконцентрироваться на своем деле. Кроме того, сегодня немногие компании могут похвастаться высокой эффективностью процессов внутри фирмы. Так, крупные корпорации зачастую страдают от бюрократизации, отсутствия синхронизации финансовой деятельности между головной компанией и дочерними и зависимыми хозяйственными обществами. В своей практике я сталкивался с ситуацией, когда в известных компаниях отсутствует даже централизованное казначейство, не отлажено как следует управление активно-пассивными операциями и т.д. Безусловно, в этом случае отдать квалифицированным специалистам на аутсорс финансовую службу станет лучшим решением. Подготовка качественной отчетности необходима и при желании собственника привлечь финансовые средства в виде кредитования.

Саакян Григорий – генеральный директор, Землянский Александр - управлящий партнер компании

Но не дешевле ли собственнику выделить штатную единицу, нежели оплачивать услуги компании-аутсорсера?

Григорий Саакян: Если говорить о небольших компаниях, то они, как правило, не создают штатную единицу - «бухгалтер», а отдают услуги на аутсорс частному специалисту. И, несмотря на то, что компания Solid’s полностью обеспечена инфраструктурой и мы работаем со страхованием ответственности, цены на услуги у нас сравнимы со стоимостью «частных» бухгалтеров. Благодаря высокой степени автоматизации, себестоимость наших услуг для средних и крупных компаний получается зачастую ниже зарплаты штатного специалиста, хотя клиент и оплачивает инфраструктуру, резервные мощности, создает, наконец, экономическую прибыль для агента.

Итак, можно сделать вывод, что ваша ценовая политика конкурентоспособна?

Григорий Саакян: Несмоненно. Хочу отметить, что мы стараемся следовать мировой практике ценообразования. Так, в России, как правило, стоимость услуг назначается исходя из количества обработанной первичной документации. В других же странах компании платят также за качество и сроки исполнения услуг, а значит, аутсорсер несет ответственность и по этим статьям расходов, что немаловажно.

Как построен процесс взаимодействия клиентов с компанией Solid's?

Александр Землянский: Все зависит от масштаба клиента. При работе с крупной компанией мы постепенно заменяем каждый участок бухгалтерской службы либо несем ответственность за определенные функции: обработку авансовых отчетов, работу с дебиторами, подготовку отчетности по РСБУ и МСФО и др. Хочу особо отметить, что в целях безопасности клиента мы не храним ключи от банк-клиента. В нашей зоне ответственности - лишь формирование платежей и передача их лицу, имеющему право подписи.

Какое значение в вашей компании играют юристы?

Григорий Саакян: Очень хороший вопрос! Роль юриста часто недооценивают FA аутсорсеры. Но ведь в России бухгалтерам просто не обойтись без толкового специалиста в данной области. К сожалению, добросовестные налогоплательщики нередко сталкиваются с необоснованными требованиями налоговой инспекции. В нашей компании есть штат юристов, который решает любые спорные вопросы и обеспечивает поддержку при взаимодействии с контролирующими органами.

Какие дополнительные услуги предлагает своим клиента компания Solids?

Александр Землянский: Мы готовы осуществить консалтинг бизнеса клиента, подсказать ему, как улучшить спрос, какую стратегию развития лучше выбрать и пр. Например, компания занимается продажей техники, и мы видим, что она в определенный период времени арендует избыточное количество грузовиков и самосвалов. А также нам известно, что на рынке освободилось определенное количество этой техники. Соответственно, мы можем сделать вывод, что в данный момент их лучше купить, чем тратить деньги на аренду. Клиентская база Solid’s позволяет нам объективно оценивать, насколько эффективно работают компании с точки зрения их сравнительных показателей. В одной и той же отрасли одна фирма, например, имеет рентабельность 30%, а другая - 5%. Почему? Оказывается, ее клиенты территориально разобщены, маршрут развоза выбран не оптимальный, компания закупает товар по более высокой цене, чем ее конкуренты. Не разглашая закрытую информацию своих клиентов, мы, тем не менее, можем дать совет по возможным резервам на прибыль. Итак, клиенты компании Solid’s получают не просто отдельную бухгалтерскую услугу, а юридическую и консалтинговую поддержку. Аналогов такого на рынке вы сегодня не найдете! Хотя, казалось бы, решение лежит на поверхности.

Как, на ваш взгляд, в будущем будет развиваться рынок FA аутсорсинга в России?

Григорий Саакян: Я верю, что ситуация в ближайшие годы изменится в лучшую сторону. Во-первых, начнется консолидация мелких игроков, у аутсорсинговых компаний сформируется позитивный образ, люди начнут к ним относиться с большим доверием. Наконец, начнется внедрение отраслевых стандартов, появится квалифицированная мера, помогающая понять, насколько качественно выполняются услуги FA аутсорсинга.

Новости партнеров