Улыбайтесь своим боссам. Они годами не слышат доброго слова, а ведь они тоже люди | Forbes.ru
сюжеты
$58.77
69.14
ММВБ2143.99
BRENT63.26
RTS1148.27
GOLD1256.54

Улыбайтесь своим боссам. Они годами не слышат доброго слова, а ведь они тоже люди

читайте также
+107 просмотров за суткиИнвестировать пока не поздно: Villagio Estate о том, почему вкладывать деньги в загородную элитку надо как можно быстрее +13 просмотров за суткиБольше чем дизайн На языке цифр. Что дает бизнес-сообществу новый вид телефонной связи +67 просмотров за суткиСложные углеводороды. Будущее Норвегии зависит от нефтегазовой компании Statoil ASA +55 просмотров за суткиМатематика в бизнесе будущего +194 просмотров за суткиСоцпакеты, которые нас выбирают +585 просмотров за суткиЛегкие решения. Как облачные технологии помогают строить бизнес? +10 просмотров за суткиNeva Towers признан лучшим высотным проектом в мире +11 просмотров за сутки«Предприниматель года» в галерее Forbes +7 просмотров за суткиАндрей Гешель о том, что такое trusted outsourcing* и как заставить его работать на бизнес +84 просмотров за суткиГражданство Сент-Китс и Невис — интервью с Верховным комиссаром Сент-Китса и Невиса в Великобритании +8 просмотров за суткиРоботы в супермаркетах. Какие технологии ждут нас в магазинах уже завтра? Выбран «Предприниматель года — 2017» в России +212 просмотров за суткиКультовая обувь культовых персон Объявлены финалисты международного конкурса «Предприниматель года» +3 просмотров за суткиСаудиты меняют ландшафт мировой экономики +12 просмотров за суткиЖенщины более эмоциональны и страстны в бизнесе Клиентский опыт стал для бизнеса основным конкурентным преимуществом «Карательная стоматология» в прошлом: современные технологии против дентофобии Деловая площадка VI Санкт-Петербургского международного культурного форума – пространство диалога для предпринимателей и деятелей культуры +10 просмотров за суткиСкорочтение для детей. Франшиза центров эффективного обучения. Интервью с автором методик эффективного обучения детей Шамилем Ахмадуллиным.

Улыбайтесь своим боссам. Они годами не слышат доброго слова, а ведь они тоже люди

Людмила Зуева. Позиция на дату проведения интервью: Директор по маркетингу, Philips

— Как вы пришли к своей сегодняшней позиции в бизнесе?

— До маркетинга я работала в рекламе, была журналистом и даже изучала бухгалтерский учет. А маркетинг — это интегрирующая функция. В Procter&Gamble, где я работала до Philips, нас называли mini-General Manager, потому что нужно было координировать деятельность многих команд и вести их к общей цели. Мы совмещали бизнес-менеджмент, то есть рациональный подход к делу, с креативом.

— Как вы относитесь к юмору и улыбке в работе?

— Для меня нет понятия «баланса между жизнью и работой», когда работа сама по себе, а жизнь — отдельно. Для меня работа — это жизнь. В жизни — а значит и в работе — нельзя запретить себе улыбку и легкое отношение к проблемам. Мы проводим на работе такое количество времени, что если все мы будем серьезными и нудными, то можно будет повеситься. Если все воспринимать без юмора и иронии, то не только карьеры никто не сделает — все окажутся с инфарктами в больнице.

— Помогала ли улыбка решить проблемы в делах?

— Даже на непростой деловой встрече понятно: мы работаем с этими ритейл-партнерами и будем работать еще пять, десять — дай Бог нам всем еще долгое время на рынке — лет. Если у нас возникают проблемы, они чаще всего несистемные. Из-за несистемных проблем не стоит разрушать личные и деловые отношения. Мне кажется, что правильное завершение встречи всегда важно, потому что будут еще встречи, и нет смысла сидеть на них злыми буками. Улыбка может помочь снять напряжение.

— Важно ли для вас первое впечатление, которое человек производит, и доверяете ли вы этому впечатлению?

— И да, и нет. Я хорошо отношусь к позитивным людям, и первое впечатление важно, так что его, естественно, нужно производить, например, на собеседовании. Есть теория, что когда ты видишь человека впервые, за три секунды ты бессознательно делаешь окончательный вывод о нем. Это старые рефлексы, на уровне «моего он племени или чужак», которые живут в нас, и можно в это верить или не верить. Бывало, что в первом впечатлении я ошибалась.

— Какую роль играет то, отвечает ли человек на вашу улыбку?

— Я всегда помню, что есть люди улыбчивые, а есть неулыбчивые. Улыбка должна быть естественной частью личности. Русской культуре несвойственен американский подход — постоянно улыбаться. У нас это воспринимается как неискренность. Хотя, конечно, с позитивным человеком разговаривать приятнее. Если ваш партнер серьезен до замкнутости, приходится потратить время на то, чтобы понять, как строить с ним диалог.

— Люди обучаемы. Можно ли научить улыбаться даже тех, кто к этому не склонен?

— Если человек видит в этом необходимость, хотя бы ради работы, то можно. Считается, что будущее в бизнесе — за экстравертами. Когда ты только начинаешь работать в межнациональной корпорации, нужны аналитические способности, а они более свойственны интровертам. Но если ты из аналитика становишься руководителем команды, хотя бы маленькой, гораздо большее значение приобретают коммуникативные навыки. В компаниях, где есть понятие плана продаж, иногда нужно надавить на команду, а иногда — воодушевить. Воодушевлять без улыбки очень затруднительно. Мотивационные речи без юмора не действуют. Это банальное, но работающее правило: эмоции должны присутствовать, а выражать их через улыбку легче всего.

— Воодушевляющая речь без улыбки невозможна, а деловые переговоры, серьезные встречи?

— Зависит от национальной культуры. Сейчас мы много общаемся с китайскими коллегами — в этих переговорах юмор неуместен. Ты должен быть крайне доброжелательным, но очень сдержанным. Если ты хочешь, чтобы вы поняли друг друга, иронии быть не должно. Голландская культура, напротив, иронична, на переговорах можно позволить себе шутку. Здесь улыбка будет уместна и заметна. Когда итальянские или французские деловые партнеры говорят тебе комплименты как женщине, надо просто улыбаться и получать удовольствие, потому что они говорят это искренне. Но следует понимать, что никакого отношения к результату переговоров это иметь не будет, — это просто приятный гарнир.

— На протяжении карьерного пути вы наверняка встречались с огромным количеством разных начальников. Важна ли улыбка в общении с собственным руководителем?

— Теплая улыбка помогает находить общий язык. Этому я научилась от одного из своих руководителей. Она однажды сказала: «Говорите хорошее и улыбайтесь своим боссам, когда они того заслуживают, и это не будет подхалимством». У менеджеров высшего звена есть императив развивать и мотивировать своих подчиненных, но их самих на их высокой позиции уже никто не мотивирует, хотя перед ними постоянно ставятся серьезные задачи. Они годами не слышат доброго слова, а ведь они – тоже люди.

— Что для вас важнее в деловых партнерах: одежда, манеры, профессионализм, деловая репутация?

— Я люблю доброжелательных людей с хорошей речью — важна не столько грамотность, сколько успешное донесение мысли. Если при этом человек еще и хорошо одет — это, конечно, не мешает. Красивая и естественная улыбка тоже будет хорошим уместным дополнением к общению. Очень дорогие аксессуары вроде бриллиантовых сережек или напускной минимализм, джинсы — это экстрим. Хочется задать вопрос: «А зачем?» Человек может себе такое позволить, только если он профессионал высокого класса. Через некоторое время все равно будет важно не то, как ты одет и как ты говоришь, а то, что ты делаешь. Пусть тебе будет комфортно: если ты девушка и любишь рюши –ходи в рюшах. Может быть, первое впечатление будет смазано, но если ты хорошо работаешь, то почему бы и нет.

— Насколько профессиональный успех человека зависит от легкости общения с ним и позитивного настроя?

— Сначала надо уточнить, что мы понимаем под профессиональным успехом. Сейчас некоторые люди уходят из больших компаний и создают с нуля собственный малый бизнес, и я уважаю это, если честно, даже больше, чем работу в корпорациях. Если их ожидания реализуются полностью — я называю это успехом. Открытость манер и улыбка точно не помешают никому ни в малом бизнесе, ни в большом. Существенный процент бизнес-решений принимается на основе личных отношений. Потом ты должен это рационализировать, но, выбирая между А и Б, ты, скорее, начнешь работать с бизнес-партнером, который тебе симпатичен. Улыбка играет свою роль в формировании симпатий.

— Вы согласны с тем, что среди русских очень много закрытых, мрачных людей?

— Русские со стороны воспринимаются как очень жесткие и требовательные в бизнесе партнеры. Мы мало улыбаемся. Но оказывается, что просто должен пройти период адаптации, и потом мы самые веселые и приятные люди. Я это не раз слышала от иностранцев. Кроме того, мы плохо умеем говорить «спасибо». Это не только вопрос улыбки. Мы почему-то считаем, что если человек все хорошо сделал, то он сделал только то, что должен был. Я знаю, что многие люди в бизнесе сознательно в себе развивают умение говорить «спасибо», потому что для многих европейских культур это очень важно, а для китайской или японской — гиперважно.

— Среди успешных коллег вам встречались закрытые и мрачные люди?

—Если у тебя узкая специализация и ты лучший в свой сфере мега-мозг, мрачность могут стерпеть. Но это исключение из правил. Если же ты среднестатистический маркетинг-директор — будь любезен развить коммуникативные навыки выше среднего, иначе тебе будет трудно доказать, особенно при смене работы, что именно ты нужен компании.

— Назовите три-пять составляющих вашего личного профессионального успеха.

— Во-первых – я люблю свою работу. Во-вторых — я умею совмещать креативный и рациональный подход. Я могу проанализировать факты и сделать чисто рассудочный вывод, но если у меня нет времени или не хватает данных, я могу положиться и на интуицию. Еще один секрет, которому я научилась недавно: когда я понимаю, кто передо мной, я очень сильно меняю способ коммуникации. Я могу быть очень немногословной и четкой, говорить рубленым текстом, а могу растекаться мыслию по древу в течение многих часов, чтобы донести свою мысль разным людям.

Интервью: Александра Сопова

Фото: Роман Шеломенцев 

Смотреть другие статьи >>>

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться