К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Бизнес-лидер должен заряжать людей энергией, вести их за собой


    Яна Андриясова. Позиция на дату проведения интервью: Руководитель офиса стратегических инициатив SAP СНГ.

    — Расскажите о своем карьерном пути: к чему готовились со студенческой скамьи, сколько компаний сменили, как пришли к нынешней позиции?

    — Я работаю с третьего курса, так что к окончанию Дагестанского государственного университета у меня уже был достаточно разнообразный опыт — от волонтера на фольклорном фестивале в Северной Каролине до специалиста в комитете по управлению имуществом города Махачкалы. В 1999 году я переехала в Москву. Настоящий карьерный путь у меня начался с SAP — 13 лет назад. Я не разделяю идеи, что частая смена компаний украшает резюме. За время работы в SAP я побывала на многих позициях. Когда я пришла в компанию, то была единственным финансовым контролером. Компания росла, и я росла вместе с ней: построила функцию контроллинга в SAP СНГ, возглавила этот отдел, потом попробовала себя, что называется, на передовой бизнеса — несколько лет работала в подразделении продаж. Сейчас возглавляю офис стратегического развития бизнеса.

    — Часто говорят, что успех — это 99% подготовки и 1% везения. Какую роль отводите удаче вы?

    — Удача, конечно, важна, но я выросла на таких ценностях, как трудолюбие и ответственность, — это заложили в семье. Я достаточно рано поняла, что если ты хочешь сделать что-то стоящее, нужно не бояться брать на себя ответственность и быть готовым много трудиться. Это и есть 99% успеха, но до полного успеха — всегда нужно везение!

    — Помогала ли вам улыбка в достижении ваших целей?

    — Конечно, как же без нее? Расскажу историю моего собеседования в SAP. Приехав 15 лет назад в Москву, я больше года потратила на поиск хорошей работы: сначала устроилась экономистом на завод «Красный пролетарий», но мечтала попасть в международную компанию… И вот меня пригласили на интервью в SAP. Собеседование вел финансовый директор, господин Франк Куклик. Он начал с вопроса: «Знаете ли вы, что такое контроллинг?» Я была в полной растерянности, т.к. слышала это слово впервые. Что мне оставалось делать? Пришлось улыбнуться и признаться в этом. Но чудеса всегда где-то рядом с нами. Несмотря на мой совершенно провальный ответ, Франк рассказал мне, что нужно делать на этой позиции, из чего я поняла, что западный финансовый контролер и русский экономист — это практически синонимы. Улыбка тогда помогла мне не растеряться и продолжить разговор.

    Я была уверена, что интервью провалено и на работу меня не возьмут, но искренне поблагодарила Франка, потому что теперь знала, как называется позиция, которую нужно искать. И как же я была удивлена, когда через пару недель мне позвонили и предложили работу в SAP. Я была на седьмом небе от счастья. Почувствовать потенциал человека и суметь его раскрыть — большое искусство. В моем случае у Франка это получилось, и я думаю, моя улыбка сыграла свою роль. Потом, встречаясь с Франком в штаб-квартире, мы много раз смеялись, вспоминая это собеседование.

    — Одинаковую ли роль играет улыбка на разных этапах карьерного пути?

    — Она всегда важна. Улыбка, в моем понимании, — это показатель твоего образа жизни, твоего отношения к миру, поэтому она равно важна в начале карьерного пути и на уровне топ-менеджера. С той лишь разницей, что топ-менеджер обязан быть примером, заряжать людей энергией, вести их за собой. В этом суть лидерства, ведь «мы в ответе за тех, кого приручили».

    — Кому вы больше улыбаетесь — начальникам или подчиненным? Или разницы нет?

    — Я улыбаюсь жизни. Не разделяя людей на подчиненных и руководителей, я щедро дарю улыбки всем. Главное — в каком контексте окажется улыбка.

    — В каких контекстах она уместна в большой корпорации?

    — В начале и в завершение встречи — улыбка это просто must,  хороший тон,  позитивный заряд энергии, настрой на всю встречу. В ходе беседы, безусловно, все зависит от того, о чем идет речь, какой накал страстей. Следует учитывать также национальные особенности, ведь люди из разных стран по-разному выражают эмоции.

    — Часто говорят, что русские улыбаются меньше других. Вы согласны с этим?

    — Да, мне кажется, что мы  мало улыбаемся. В России высокий статус всегда ассоциируется  с серьезным выражением лица. В американской же культуре улыбка сопровождает практически весь ход беседы. Я верю, что улыбка — это навык, и как остальные умения, его можно выработать. К тому же чудеса медицины, в том числе стоматологии, сегодня впечатляют, и сделать красивую улыбку совсем не проблема. Правда, это полдела, потому что улыбка — это только внешняя сторона вопроса, а вот  позитивный настрой — как жизненное кредо — дается не каждому. Научиться позитивно смотреть на мир сложнее, чем научиться красиво улыбаться, но тоже возможно.

    — Кто-то взлетает по карьерной лестнице достаточно быстро и легко, а кто-то, несмотря на отличные результаты, засиживается на одном месте. Как вы думаете, от чего это зависит и что делать в таких случаях?

    — Если кто-то чувствует, что засиделся на месте, — пусть приходит к нам. У нас очень динамичная компания, за 13 лет работы в SAP мне ни разу не было скучно. Если ты талантлив и правильно подходишь к развитию своей карьеры, ты не застрянешь на одной позиции. Я — наглядный  пример.

    — Могут ли улыбка и позитивный настрой сыграть решающую роль в повышении одного из двух сотрудников при прочих равных условиях?

    — Если решение о повышении принимаю я, то могут. Позитивный настрой и открытость сотрудника к внешнему миру, к новым возможностям для меня более важный фактор, чем системные академические знания. На мой взгляд, знания приобретаются легче, чем умение улыбаться и мыслить позитивно.

    — Насколько для вас важна ваша команда? Как вы подбираете людей? 

    — Когда я создаю команду, первый важный для меня фактор — преданность сотрудника компании. Естественно, нужно «вливать и новую кровь», но я стараюсь, чтобы лояльность сотрудника всегда была оценена. Для команды я ищу преданных людей. Это стержень, вокруг которого строится все остальное. Второй момент — это целостность личности, когда у работника все сбалансировано: дом, работа, личные интересы. Человек должен руководствоваться одними и теми же принципами и ценностями и в частной жизни, и в корпоративной. В-третьих, я экстраверт, и мне, естественно, проще общаться с людьми моего склада — открытыми,  понятными мне по типажу. А понятным, открытым другим людям нас  делает улыбка — с ее помощью диалог и контакт всегда налаживаются быстрее.

    Насколько велика роль команды в вашем личном успехе?

    — Никто не в состоянии сделать все сам. Поэтому я приветствую, когда люди берут на себя ответственность и гордятся достигнутыми результатами. Для меня успех команды — это успех каждого сотрудника.

    Сейчас мне напрямую подчиняется очень небольшая команда — пять человек, но в проекты  и инициативы, которые мы нашей командой ведем, по сути дела включена большая часть организации. При отсутствии прямого административного рычага  особенно важно, чтобы люди тебе доверяли и включались бы в работу над стратегическими проектами. В SAP есть пятилетний план стратегического развития — до 2017 года. Моя позиция и офис, которым я руковожу, появились как раз в связи с необходимостью реализовывать стратегические инициативы. SAP в это много инвестирует.

    — Насколько вы доверяете своему первому впечатлению о людях?

    — Я доверяю интуиции, и мне не приходилось разочаровываться: это касается и выбора университета, и компании, в которой я работаю, и спутника жизни, и людей в команду. Бывало, я брала на работу людей, которые по своему опыту и квалификации уступали другим кандидатам, но интуиция мне подсказывала, что они сумеют реализовать свои способности. Ведь когда-то и Франк взял меня на работу, поверив своей интуиции.

    — Из чего складывается ваше первое впечатление, например, о кандидате на работу?

    — Как говорится, «у вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление». Ученые считают, что это впечатление складывается в течение первых 30 — 60 секунд знакомства. Что можно «вписать» в такое короткое время? Улыбку, крепкое рукопожатие и внешний вид, конечно. Впрочем, если в течение  первой минуты  вы не успели улыбнуться, надо будет наверстать упущенное в следующие 60 минут, отведенные на интервью.

    — Приходилось ли вам встречать мрачных и замкнутых людей среди успешных бизнесменов?

    — Да, мне приходилось ездить по России во время работы sales-менеджером, и я встречала разных бизнесменов в металлургии, дискретном производстве и в других сложных индустриях, не всегда приветливых и улыбчивых, даже, скорее, наоборот. Но времена меняются, и хотя есть истории успешных, но замкнутых людей, сегодня атрибут успеха — это позитивный настрой и открытая улыбка. Поднимаясь по карьерной лестнице, придется развивать эти навыки  наряду с хорошей речью и умением одеваться. Сегодня, когда информация устаревает, как только она опубликована, умение быстро адаптироваться к новым реалиям и налаживать контакты — важнее, чем экспертные  знания. Сегодняшний, а тем более завтрашний лидер должен быть мастером коммуникации и примером позитивного отношения к жизни. Во время моей учебы в бизнес-школе INSEAD во Франции наш профессор социологии Жозе Луис Альварес говорил: «Вы — это то, скольких людей вы знаете, и вы знаете по-настоящему всю правду только тогда, когда узнаёте ее не из газет, а из живого общения».

    — Сотрудник больших корпораций живет в условиях постоянного стресса, дедлайнов и рисков. Что помогает вам бороться со стрессом?

    — Уметь балансировать в нестабильном и полном стресса мире, сохраняя устойчивость и целостность, — это вопрос зрелости человека.  В SAP мы стараемся помогать сотрудникам бороться со стрессом. Лично для меня самый главный антистресс  —  это мои дети: их радости,  улыбки, заботы и печали. У меня двое сыновей: Ивану пять лет, Семену три года, и мой главный ежедневный дедлайн — это девять часов вечера, когда дети  ложатся спать, и я должна быть рядом с ними. Конечно, из-за командировок это не всегда возможно, но обычно я стараюсь соблюдать это правило.

    — Какие способы справляться со стрессом есть в пределах офиса и как вы помогаете в этом своим коллегам?

    — Офис сам по себе — уже фактор стресса. В SAP есть «дни домашних офисов». Кроме того, помогают простые вещи: фрукты в офисе, яркие краски, шутки. Например, чтобы сделать совещания более интересными и продуктивными, мы стали использовать технику скрайбинга и визуальной фасилитации — когда ты фиксируешь результаты дискуссии в визуальных образах.  Даже завели нескольких штатных скрайберов, практикуем это нововведение и в работе с клиентами. Конечно, помогает дружественное общение с коллегами, кофе-брейки и совместные обеды, когда можно пошутить, обменяться новостями, улыбнуться. Я всегда использую перерывы, чтобы «пойти в народ». У нас вообще очень здоровая рабочая среда.

    — Какие атрибуты важны, с вашей точки зрения, для успешного бизнесмена?

    — Я верю в простые человеческие ценности — честность, открытость, ответственность, желание и умение трудиться.  Ты  прежде всего должен быть приличным, порядочным человеком. Это главное. Как это можно оценить с первой минуты знакомства? Важно как ты смотришь в глаза, как разговариваешь: твой тембр голоса, взгляд, улыбка, рукопожатие.

    — Становится ли белоснежная улыбка атрибутом высокого статуса и успешности в России?

    — Думаю, что  становится. Вокруг все больше уверенных в себе и раскрепощенных людей, которые могут себе позволить открыто проявлять эмоции, в том числе во время бизнес-переговоров. Если раньше люди вообще редко улыбались, то теперь модель поведения в повседневной жизни, особенно в бизнес-сообществе,  постепенно меняется. Теперь улыбка – это bon ton.

     — Поделитесь рецептом вашего успеха — какую роль в нем вы отведете улыбке?

    — У каждого свой рецепт. Улыбка — это способ проявления эмпатии, ваша визитная карточка.  За ней должно идти содержание. Я хочу закончить  словами Королевы из «Алисы в Стране чудес» — моей любимой книги: «Нельзя поверить в невозможное? — Просто у вас мало опыта. Я уделяю этому полчаса каждый день, а в иные дни успеваю еще до завтрака  поверить в десяток невозможностей!» Нужно верить, что невозможное возможно, быть открытым и готовым к новым перспективам. Приложите к этому ответственность и трудолюбие — получится мой рецепт успеха.

    Интервью: Александра Сопова

    Фото: Роман Шеломенцев

    Смотреть другие статьи >>>

      Рассылка Forbes
      Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

      Мы в соцсетях:

      Мобильное приложение Forbes Russia на Android

      На сайте работает синтез речи

      иконка маруси

      Рассылка:

      Наименование издания: forbes.ru

      Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

      Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

      Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

      Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

      Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

      Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

      На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

      Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
      AO «АС Рус Медиа» · 2024
      16+
      Наш канал в Telegram
      Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
      Подписаться

      Новости