К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Почему не получится обойтись без НДС

фото Photoxpress
фото Photoxpress
Планирующим налоговую политику чиновникам лучше руководствоваться врачебным принципом «не навреди»

Это продолжение серии публикаций российских экспертов из Ассоциации независимых центров экономического анализа (АНЦЭА) о стратегических проблемах развития страны.

Идея о замене НДС налогом с продаж (к ней на встрече с предпринимателями 4 декабря вернулся премьер-министр Дмитрий Медведев. — Forbes) напоминает детскую сказку о портнихе, которая несколько раз перекраивала ткань, и в результате осталась с воротничком, но без платья… Предложение год за годом возникает при обсуждении налоговой политики, но не находит поддержки ни у налоговиков, ни у экспертного сообщества.

Поэтому появление новой итерации такого «налогового маневра» вызывает много вопросов: в чем необходимость замены НДС налогом с продаж? Какие цели должна преследовать данная инициатива? Какой результат должен быть получен? И кто выиграет от этой замены? Однако, инициаторы реформы не дают исчерпывающих объяснений. Ответ на вопрос «Чем же хорош налог с продаж?» подменяется, скорее, ответом на вопрос «Чем плох НДС?».

 

Поскольку в экономике нет, к сожалению, точных рецептов и категорических рекомендаций, можно только проанализировать аргументы сторонников реформы. Одним из них является утверждение «Налог с продаж лучше для бизнеса». В пользу этого довода, главным образом, служит апелляция к опыту США, где налог с продаж существует уже давно, а также тот факт, что ставка налога с продаж обычно значительно ниже ставки НДС. Кроме того, существует мнение, что налог с продаж проще в администрировании.

Можно согласиться, что у налога с продаж есть свои преимущества и он доказывает свою эффективность, функционируя в стране с высоким уровнем налоговой дисциплины, такой, как США.  Однако не стоит забывать о российской реальности. Введение налога с продаж, предполагающего налогообложение розничной торговли, в значительной мере затронет и мелких предпринимателей, которые сейчас пользуются упрощенной схемой налогообложения и освобождены от уплаты НДС. Можно ли сказать, что это «хорошо для бизнеса»?  Думаю, вряд ли, поскольку добавит дополнительных административных издержек для самой уязвимой части российского бизнес-сообщества.

 

Низкая ставка налога с продаж, действовавшая в России в 1998-2003 годах наряду с НДС, не должна вводить в заблуждение сейчас, когда поднимается вопрос о замене одного налога другим. Если правительство решится реализовать эту инициативу, оно должно быть готово к колоссальным потерям бюджета, если ставка будет сохранена на прежнем уровне 5%, или же установить очень высокую ставку.

Какую, можно рассчитать. Налог с продаж в свое время обеспечивал поступления в бюджетную систему примерно 0,4-0,5 % ВВП. Поступления по НДС сейчас около 6% ВВП. Таким образом, взимание налога с продаж  «на прежних условиях» дало бы бюджету примерно в 15 раз меньше, чем поступления от НДС. Налог с продаж сможет обеспечить тот же объем поступлений, что и НДС, только со ставкой, как минимум в 15 раз превышающей прежний уровень в 5%, то есть не ниже 75% от стоимости товара. Вряд ли  это можно назвать облегчением налоговой нагрузки. О введении же какого-то другого, принципиально иного механизма налога с продаж с другой базой и новыми ставками, как я понимаю, речь пока не идет. Хотя и в этом случае совсем не очевидно, что любой новый механизм будет лучше и проще, чем действующий НДС.

Есть еще одно обстоятельство, которое нельзя не принимать во внимание. Столь значимые изменения повлекут за собой перестройку всей налоговой системы, что, несомненно, приведет к повышению административной нагрузки, да еще вызовет серьезный стресс у всех участников рынка.

 

Второй аргумент сторонников замены: «налог с продаж лучше для регионов». Вопрос о финансовой самостоятельности регионов, безусловно, является одним из важнейших с точки зрения эффективности бюджетного федерализма. Однако, на мой взгляд, налог с продаж нельзя считать решением этой задачи. Проблема заключается в том, что данный налог чрезвычайно неравномерно распределен по субъектам федерации. Таким образом, если мы хотим сосредоточить выгоду от реформы в двух-трех регионах (Москве, Московской области и Санкт-Петербурге), то налог с продаж справится с этой задачей. Для остальных эта мера не принесет ожидаемого результата.

Таким образом, даже беглый анализ показывает, что аргумент о выгоде от предлагаемой замены в целом по стране представляется по меньшей мере спорным.

В этом контексте хотелось бы сказать несколько слов об НДС. Соглашусь, что это сложный механизм, и действительно, существуют проблемы, связанные с администрированием налога. Тем не менее этот налог является одним из важнейших источников дохода бюджетной системы, и, несмотря на все его недостатки, практически во всех развитых странах мира, кроме США и Японии, в качестве основного налога на потребление используется именно НДС. В России на долю НДС приходится порядка 29% всех доходов федерального бюджета и около 16% всех доходов бюджетной системы. С учетом специфики российской экономики  принципиальным также является тот факт, что НДС — это налог, который менее остальных зависит от внешней конъюнктуры. Сейчас, когда по прогнозам уже в среднесрочной перспективе ожидается снижение нефтегазовых поступлений, сохранение надежного, пусть и не идеального, источника регулярных доходов бюджета является, с моей точки зрения, приоритетной задачей правительства. Особенно в условиях постоянного давления на бюджет со стороны растущих расходных аппетитов и низкой эффективности государственных расходов.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+