Как защитить туриста от банкротства туроператора | Forbes.ru
сюжеты
$58.83
69.37
ММВБ2141.4
BRENT63.57
RTS1146.84
GOLD1259.30

Как защитить туриста от банкротства туроператора

читайте также
+133 просмотров за суткиВладимир Путин заявил о готовности восстановить авиасообщение с Египтом +119 просмотров за суткиВы банкрот. Кого достанет длинная рука закона +39 просмотров за суткиСтарая русская нефть. Границы и экономика России веками прирастали благодаря добыче пушнины +54 просмотров за суткиНемецкий характер. Как глава люксовой марки Laurèl выстоял в тяжелые времена +65 просмотров за суткиОстрова сокровищ: четыре частных острова с отелями +69 просмотров за суткиСтрана банкротов: почему топ-менеджеры вынуждены платить миллиарды +10 просмотров за сутки«Аэрофлот» заплатит за перевозку пассажиров разорившихся авиакомпаний +3 просмотров за суткиВокруг света: почему миллиардеры инвестируют в онлайн-сервисы для путешественников Королевская башня: почему цена ремонта Биг-Бена выросла вдвое Курортный сбор. Как оздоровительный туризм развивал экономику России +1 просмотров за суткиСтремительное падение. Побег владельцев «ВИМ-Авиа», дело о мошенничестве и долги на 1,3 млрд Фигура низшего пилотажа. Почему «ВИМ-Авиа» не удалось «переобуться» в полете Цирк с цикадами или Лазурный Берег — это не только море +4 просмотров за суткиЧто делать за пределами итальянского «сапожка»: гид по островам Путешествовать на инвалидной коляске? Легко! Как две петербурженки освоили новую нишу на туристическом рынке Миллиардер Рыболовлев в курсе краха «швейцарской Tesla», но интерес к энергонакопителям не потерял Гудбай, Америка. Как отразится на российских туристах приостановка выдачи виз в США +11 просмотров за суткиКак работает закон о банкротстве: банки лукавят, суды не торопятся, граждане не знают За долги ответишь: как привлечь владельца бизнеса к личной ответственности при банкротстве Встать в позу: самые роскошные и самые демократичные места для йоги Сначала 50, потом 100 рублей в день: Госдума приняла закон о курортном сборе

Как защитить туриста от банкротства туроператора

Майя Ломидзе Forbes Contributor
фото Diomedia
Рассказывает исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе

Один из старейших туроператоров России, компания «Ланта-тур», объявила о приостановке своей деятельности. Заявление руководства туристической фирмы стало неожиданностью для 600 туристов, отправляющихся по путевкам в эти выходные, и владельцев еще нескольких тысяч туров (по разным данным, от 3000 до 8000), находящихся в настоящее время за рубежом, или других, проданных «Ланта-туром» до середины февраля. Туристов выселяли из гостиниц, отказывались сажать в самолет. Как защитить путешественников от краха туристических компаний? 

Мне часто звонят разгневанные туристы со словами: «Зачем нам турфирмы? Мы бы лучше сами забронировали отель и поехали!» Это, особенно в сложившейся ситуации, закономерно. Но отнюдь не выводит российского туриста из зоны риска: представьте, вы оплатили номер в гостинице через интернет, приехали, а вам отказывают — мест нет, overbooking. Такое ведь тоже случается. Что делать в такой ситуации, куда идти? Судиться на территории другой страны, как показала история с туристами  Costa Concordia, весьма проблематично.

Аналогичная ситуация может случиться в любом отеле мира, например, с европейцем или американцем. Естественно, к решению вопроса моментально подключается консульство. Но, что еще важнее, европейцы смогли юридическую практику привести в соответствие с реальными случаями. Например, в 2005 году несколько десятков тысяч европейских туристов застряли на одном из курортов Таиланда. Тогда страны ЕС сумели внести изменения в законодательство. Законы Европы четко определяют ответственность отеля или авиакомпании перед потребителем, при этом не позволяя ему требовать лишнего от предпринимателей. У американцев все еще более структурировано. Если с ними что-то происходит на отдыхе, реакция американских властей настолько быстрая и четкая, что владельцы отелей предпочитают вернуть путешественникам положенное и не затягивать разбирательство. Именно поэтому инцидентов с американскими туристами на порядок меньше, чем с европейскими и тем более с российскими. Нам было бы хорошо такой опыт подробно изучить и применить.

У нас сейчас действует обязательное страхование для туроператоров. Оно позволяет  компенсировать причиненный туристу ущерб, но не защищает туристическую компанию от банкротства. Самый простой путь решения проблемы без революционных мер — увеличение финансовой гарантии в 3-4 раза, до 300-400 млн рублей, причем для компаний первого эшелона.

Второй путь сложнее, но продуктивнее: ввести в туризме институт саморегулирования. Это действие заставит ввести критерии качества, которых в российском турбизнесе сейчас попросту нет. Замечу, что на Западе саморегулируемые организации (СРО) существуют с 1970-х годов. Членство в СРО там необязательно, но независимому агентству или туроператору клиенты доверяют на порядки меньше.

Я считаю, что у нас саморегулирование должно быть обязательным для всех агентств и туроператоров. Порядок и участие в СРО должны быть прописаны в отраслевом законе. Также, как на Западе, у российских СРО должен существовать компенсационный фонд для решения проблем потребителей, возникших по вине турфирмы. Каждая СРО будет установить стандарты качества и контролировать деятельность своих членов. Поскольку стандартизировать туроператорский бизнес сложно, нужно, на мой взгляд, разработать некий этический кодекс — правила обслуживания туриста. Кроме того, можно использовать так называемые «франкфуртские таблицы», в которых описаны все проблемные ситуации и размер компенсации в случае ненадлежащего исполнения туркомпанией условий договора. По приезде долго разбираться не придется: в таблицах указано, что за первое нарушение туроператор должен вернуть, условно, 20% от стоимости данного вида услуги, а за второе — 15%. И никаких споров, изматывающих судебных процедур и взаимного недовольства.

И, пожалуй, самое главное — саморегулирование позволит участникам рынка получать информацию о состоянии дел своих коллег и предотвращать такие внезапные громкие уходы с рынка, как история с «Ланта-тур» или «Капитал Тур», которые плохо отражаются на всех. 

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться