Россия в ВТО. Страховой рынок

фото ИТАР-ТАСС
Правительство, изначально стоявшее на протекционистских позициях, пошло на компромисс. Отрасль либерализуется в течение девяти лет

В серии статей для Forbes адвокаты юридической фирмы «Муранов, Черняков и партнеры» рассказывают про правовые последствия вступления России в ВТО для отдельных рынков и секторов экономики.

Страхование — одна из финансовых услуг, правила функционирования которых существенно изменятся после присоединения России к ВТО. После ратификации Протокола о присоединении к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО, которое состоится в июле 2012 года, Россия примет на себя обязательства в отношении допуска иностранных лиц на внутренние рынки.

Обязательства, которые Россия соглашалась принять на себя изначально в секторе страховых услуг (в проектах обязательств, предложенных РФ к обсуждению другим членам ВТО в 1999 году и позже в 2001-м), существенно отличались от того, что было согласовано по итогам переговоров и зафиксировано в таблице обязательств. Так, например, в проекте 1999 года из-под обязательств России в системе ВТО были полностью выведены услуги по страхованию жизни, все виды обязательного страхования и страхования государственного сектора.

И для проекта 1999 года, и для проекта 2001 года (хотя и в меньшей степени) характерно то, что обязательства носили гораздо более ограничительный характер по отношению к доступу иностранцев на рынок страховых услуг по сравнению с тем, что было зафиксировано в итоговом проекте обязательств. Но с каждым проектом Россия соглашалась взять на себя все большее и большее количество обязательств по страховым услугам.

Таким образом, изначально Россия стояла на строго протекционистских позициях, пытаясь сдерживать экспансию зарубежных страховщиков на российский рынок. Однако в ходе переговоров эти позиции были сданы в пользу большей степени открытости рынка страховых услуг для иностранцев.

Минэкономразвития (МЭР) России, ответственное за переговоры, деликатно обходит вниманием эти перемены. В Справке МЭР от 11 ноября 2011 года акцент намеренно сделан на незначительности изменений. Министерство подчеркивает, что такие перемены носят сугубо формальный характер и положения российских страховщиков не ухудшат. На деле же перемены будут довольно существенными — особенно это становится ясно после юридического анализа Перечня обязательств России в сфере услуг, который, кстати, по какой-то причине очень долго скрывался. Он стал доступен для анализа только после того, как Россия уже объявила о подписании Протокола о вступлении в ВТО, и соответственно, изменить что-либо было фактически невозможно.

Ключевых перемены две, хотя обе они начнут действовать не сразу. Через пять лет после подписания соглашений на многие страховые рынки (страхование жизни, ОСАГО и др.) будут допущены дочерние общества с иностранным участием, превышающим 50% (ограничения сохранятся только в сфере страхования госзакупок). Через 9 лет после вступления в ВТО иностранные субъекты смогут оказывать в России страховые услуги, не учреждая здесь юридическое лицо. Начиная с этого времени в стране смогут открываться филиалы крупных иностранных страховых компаний.

Отметим, что из других развивающихся стран, с которыми часто сравнивают Россию, Бразилия и Индия взяли на себя минимум обязательств по допуску иностранных лиц (из членов ВТО) к оказанию страховых услуг. А, к примеру, ЮАР ограничивает в основном доступ на рынок при их оказании на территории ЮАР (путем коммерческого присутствия). Такие ограничения касаются организационно-правовой формы страховых компаний, которые могут быть учреждены иностранными лицами на территории ЮАР, и требований получения разрешений соответствующих уполномоченных органов на операции с активами таких компаний.

Россия не единственная страна, которая пошла на большие уступки в ходе переговоров. Серьезно открыл рынок страховых услуг для иностранных лиц Китай (в ходе переговорного процесса открытие для иностранных лиц страхового рынка являлось одним из важнейших вопросов). Так, китайские власти согласились отменить территориальные ограничения и ограничения по числу лицензий, выдаваемых иностранным страховым компаниям.

Что это значит для российского рынка? С получением Россией статуса члена ВТО, а в особенности по прошествии переходных периодов в 5 и 9 лет, конкуренция на рынке страховых услуг серьезно возрастет. На рынке появятся новые крупные игроки, для которых сфера страховых услуг является крайне интересной и прибыльной. Вместе с ними на рынок придут новые технологии и корпоративные практики. Вероятно также постепенное расширение видов страховых услуг, предлагаемых на рынке, повышение их качества и снижение цен (хотя бы в отдельных сегментах).

Конкуренция на недостаточно развитом (по сравнению с западным) российском рынке, при открытом доступе на него иностранных страховщиков может привести к вытеснению национальных игроков, оставив им обслуживание преимущественно малого и среднего бизнеса. Это может привести, в частности, к понижению капитализации отрасли за счет переключения большей части финансовых потоков на зарубежное перестрахование, увод на международные финансовые рынки значительной доли внутренних инвестиционных ресурсов, аккумулированных через страхование (по каналам перестрахования и инвестирования), занятие монопольного положения крупными иностранными страховщиками, к чему национальные игроки могут оказаться просто не готовы. Но в любом случае, у них есть как минимум 5 лет, чтобы подготовиться.

Полный юридический анализ обязательств России в отношении сектора страховых услуг — на сайте по адресу http://ru.russia-wto.ru/commitments.html

Новости партнеров