Авиасалон Фарнборо стал космическим — а где Россия?

фото Fotobank / Getty Images
Главной премьерой крупнейшего авиашоу будет космический корабль. Продавцы самолетов готовятся к новой волне кризиса

Сегодня в пригороде Лондона Фарнборо открывается одно из двух крупнейших (наряду с Ле Бурже) авиашоу мира. Обычно именно для этих двух авиасалонов приберегают свои премьеры. Так, Airbus представил «самый большой самолет в мире» A380 в 2005 году на Ле Бурже, а Boeing в 2010 году на Фарнборо — «самый современный», В787 Dreamliner. Премьерами прошлогоднего Ле Бурже стали Sukhoi Superjet 100 (увы, после трагедии в Индонезии все заработанные бонусы от эффектного выхода в свет практически обнулились) и экспериментальный самолет, летающий на энергии солнца.

Если верить программе Фарнборо-2012, развлекать публику на авиасалоне будет не самолет, а космический корабль: ожидается европейский дебют SpaceShipTwo. На этом корабле миллиардер Ричард Брэнсон за $200 000 готов отправить любого желающего в космос. О запуске проекта по организации коммерческих полетов на высоту 100 км бизнесмен объявил в 2008 году. Компания Virgin Galactic за последние три года уже набрала 500 пассажиров, среди которых и около десятка русских. Летные испытания суборбитального пилотируемого космического корабля SS2 прошли 26 июня и признаны успешными. До конца текущего года планируется совершить первый полет, обещает Virgin Galactic на своем сайте. В этом контексте появление копии SS2 на Фарнборо как нельзя кстати. Кроме общественного и медийного интереса, глядишь, и новые клиенты появятся: на авиашоу будет довольно много платежеспособных представителей стран БРИК и Ближнего Востока.

Выгоден SS2 и для организаторов самого Фарнборо. С новинками у авиапрома не густо. Если присмотреться, то что-то мелкое, но новенькое можно найти и в нынешней программе. Но не будь ракеты, не было бы никакой яркой премьеры; чего-то, что привлекло бы всеобщее внимание, никого бы не оставило равнодушным, стало бы предметом обсуждений.

Организаторы Фарнборо хотели удивить посетителей и высшим пилотажем от «Русских витязей» на Су-27, взяв все расходы по пребыванию пилотажной группы на себя. Ее приезд анонсировался на сайте авиашоу (Russians are coming). Но помешала бюрократическая нерасторопность: сначала возникли проблемы с визами, потом — с разрешением на вывоз военной техники из России. SSJ 100 приехал, но летать не будет. Честь отечественного авиапрома придется защищать учебно-боевому самолету Як-130 от корпорации «Иркут».

Что же Airbus и Boeing? Европейский авиапроизводитель привезет А380, который будет летать все семь дней салона. Американцы гордо рассказывают, что «лайнер мечты» наконец-то участвует в летной программе (до этого был лишь статическим экспонатом). Правда, побудет он на шоу всего три дня, а затем отправится обратно в авиакомпанию Qatar. У российского пассажира интерес к В787 и А380, кстати, с некоторых пор не абстрактный, а вполне реальный. С мая японский перевозчик JAL совершает на B787 прямой рейс Токио — Москва (Домодедово). А в декабре авиакомпания Emirates начнет летать на А380 между Дубаем и Москвой (Домодедово).

Airbus еще предстоит достроить свой новый самолет А350 (одна из самых долгожданных премьер; серийный запуск ожидается с середины следующего года), но это не помешало компании увлечься футурологией. На прошлогоднем Ле Бурже Airbus представил самолет будущего с прозрачным фюзеляжем, отсеками, которые бы разделяли пассажиров по интересам, и со многими другими невероятными опциями. Инженеры сконструировали самолет, исходя из результатов опроса 10 000 посетителей сайта авиапроизводителя (треть из них пожелали иметь максимально полный обзор). Успокаивает одно: прозрачный самолет, если уж появится, то не раньше 2050 года. В этом году Airbus продолжил в том же духе, став спонсором так называемой зоны инноваций.

Boeing, напротив, решил черпать вдохновение из прошлого, возобновив некоторое время назад производство старого доброго надежного Jumbo Jet B747. Не исключено, что это было сделано в противовес амбициозному и рискованному проекту В787.

Главная битва двух крупнейших авиапроизводителей мира, как всегда, разворачивается в сегменте среднемагистральных самолетов, самых востребованных авиакомпаниями. И Airbus, и Boeing запустили программы обновления — А320NEO и B737MAX. Самолеты еще не летают, еще не выпускаются, но уже проданы. У европейцев законтрактовано 1400 машин (первая поставка в конце 2015-го), у американцев — более 1000 (2017 год).

Единственное, чему не уделяется внимание, так это рискам отмены заказов из-за плохих финансовых показателей авиакомпаний, пишут в отчете, выпущенном к авиашоу, аналитики Frost&Sullivan. Анализ 20 крупнейших перевозчиков показал, что самый рискованный портфель у Boeing: он включает заказы от компаний, которые могут пострадать от кризиса в Европе. Airbus защищен от рисков лучше, но ситуация тоже небезупречна. Процент отмененных заказов, вероятнее всего, увеличится с традиционных 10% до 25%. По прогнозам Frost & Sullivan, нынешний авиасалон может оказаться менее успешным, чем в 2010 и 2011 годах: число заказов будет меньше примерно на треть. Это объясняется тем, что объем предварительных заказов достиг небывалого уровня, а риск ухудшения финансового состояния авиакомпаний возрос.

Тем не менее организаторы Фарнборо не нарадуются: продана вся выставочная площадь (а это более 100 000 кв. м), заявлено свыше 1400 участников, из них больше половины — иностранцы. Наконец, Фарнборо удачно вписывается в череду знаменательных событий Великобритании, привлекающих туристов со всего мира: авиашоу проходит между юбилеем восшествия на престол Елизаветы II и Олимпийскими играми. Есть возможность неплохо заработать как на деловых посетителях (первые пять дней салон открыт только для них), так и на обывателях (выходные после салона). Средняя цена билета на день — £35. Прошлый салон два года назад посетило порядка 250 000 человек. В этот раз будет не меньше, уверены организаторы.

Что же до участников, то это отдельная и самая большая статья доходов авиасалона — прейскурант доступен прямо на сайте. Большие состоятельные компании могут потратить только на шале, в зависимости от его размера, от £30 000 до £86 000. Плюс выставочный стенд (от £12 000 при обязательной минимальной площади 48 кв. м без учета возведения конструкций), стоянка для самолетов (от £1500), сбор, привязанный к весу лайнера (от £265 до £4300 для обычных пассажирских самолетов и двойной тариф для бизнес-джетов). И это не считая транспорта, входных билетов, питания. «Цены нечеловеческие, но не участвовать нельзя: это же статус», — признается сотрудник одной из компаний — участниц салона.

Вот только с природой договориться, похоже, не удалось: всю неделю будет преимущественно пасмурная, дождливая погода.

Новости партнеров