К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Изгнание USAID: продолжение следует

фото East News / AFP / ImageForum
фото East News / AFP / ImageForum
Американское агентство было лишь одним из источников финансирования общественно-политических проектов в России

Так получилось, что в прошлый вторник мне одному из первых стало известно о требовании российских властей с 1 октября закрыть программы Агентства США по международному развитию (USAID). Посол США Макфол собрал представителей организаций, реализующих проекты агентства в России, чтобы объявить, что МИД России в ходе саммита АТЭС вручил ноту с таким требованием. Ассоциация АГОРА, которой я руковожу, финансирования от USAID не получает, но мы плотно работаем с теми, чьи проекты Агентство много лет поддерживает.

Согласно внутреннему протоколу, о подобных событиях сначала публично должен объявить Госдепартамент в Вашингтоне, а только потом посольство в стране пребывания. Поэтому публичной новость стала лишь после заявления представителя Госдепа Виктории Нуланд.

Стали возникать вопросы, почему Госдеп не стал сопротивляться, отстаивать свое право, и так далее. Стоит напомнить, что ровно такая же ситуация несколько лет назад возникла с аналогичным подразделением правительства Великобритании — Британским Советом, чью деятельность российские власти запретили под некими формальными предлогами.

 

Утром в среду американская общественно-политическая организация Freedom House, занимающаяся сбором и анализом информации о ситуации с гражданскими свободами во всех странах мира, осудила политику Белого дома, который не стал отстаивать свои интересы. «Это решение создает опасный прецедент прекращения американской поддержки гражданского общества, где репрессивные правительства оказывают давление», — говорится в заявлении организации. Глава Freedom House Дэвид Крамер опубликовал жесткую антипутинскую статью в газете The Washington Post, призывая поддерживать «тех смелых россиян, которым надоела повсеместная коррупция, насилие и репрессивные методы».

Важно понимать, что Агентство международного развития является структурным подразделением Государственного департамента США, выполняющего, как известно, функцию министерства иностранных дел. Деятельность и сотрудники Агентства в государствах пребывания базируются в дипломатических представительствах. По сути, они подразделения посольств, работа которых по всему миру регулируется Венской конвенция о дипломатических сношениях 1961 года. В ее статье 2 закреплено общее правило: установление дипломатических отношений между государствами осуществляется по взаимному согласию. Это означает, что как только одна из сторон заявляет о нежелательности той или иной деятельности, она, согласно дипломатическим правилам, должна быть прекращена. Можно сказать, что USAID объявлена в России persona non grata.

 

МИД уже разъяснил причины своего решения, прямо обвинив американцев в поддержке политической деятельности: «Речь идет о попытках влиять через распределение грантов на политические процессы, включая выборы различного уровня, и институты гражданского общества».

Еще летом ничто не предвещало такого исхода. USAID обновляло стратегию работы на ближайшие годы, в том числе активно опрашивало представителей правозащитных организаций о наиболее приоритетных, по их мнению, направлениях. Был среди опрошенных и я, назвав ужесточение требований к иностранному финансированию НКО, надвигающуюся цензуру в интернете, разгоны массовых акций протеста, давление на СМИ и журналистов. У Агентства были тесные отношения с Общественной палатой, оно поддерживало проекты некоторых ее членов, например, Дарьи Милославской, директора российского представительства Международного центра некоммерческого права. Весной активно обсуждалось, что будет с российско-американской президентской комиссией Суркова-Макфола после смены российского президента и перехода на другие должности обоих глав комиссии. Российский Минздрав недавно подписал с Агентством соглашение о совместном противодействии полиомиелиту.

Агентство поддерживает и несколько крупных американских неправительственных организаций, реализующих проекты в России: это Международный республиканский институт, Национальный демократический институт (NDI), Американская ассоциация юристов, Корпорация Management Systems International. Последняя, в частности, реализует многолетний проект, направленный на поддержку социальных организаций в Воронеже, Нижнем Новгороде, Перми и Новосибирске, которые работают с инвалидами, детьми-аутистами, слепыми, экологами. Да, сотрудники ФСБ на волне шока властей от первых массовых протестных акций интересовались делами и сотрудниками NDI, ранее грозили создать проблемы координаторам программы «Я вправе» в Нижнем Новгороде. Однако объективно работа американских организаций в России предельно аккуратна и корректна, можно даже сказать, лояльна по отношению к властям.

 

Пока все выглядит так, что наиболее раздражающим проектом USAID был мониторинг выборов, проводимый Ассоциацией ГОЛОС. Проблемы у организации начались ровно за два дня до выборов в Госдуму в прошлом декабре. Директор Голоса Лилия Шибанова была задержана в аэропорту Шереметьево после возвращения в Москву, таможня у нее изъяла ноутбук. Глава ЦИК Чуров написал жалобу в прокуратуру, в тот же день прокуратура Москвы возбудила административное дело, вручила протокол и на следующий день мировая судья Светлана Кантыр, дав адвокату ГОЛОСа полчаса на подготовку к процессу, наложила штраф за незаконную агитацию. Суть агитации, по мнению прокурора и судьи, сводилась к тому, что посетители сайта «Карта нарушений на выборах» сообщали о нарушениях. А поскольку нарушения касались в основном «Единой России», то это и была агитации против отдельной политической партии. Тогда замдиректора организации Григорий Мельконьянц затроллил пришедший к ним в офис телеканал НТВ своим гениальным «Вы сурковская пропаганда!».

Чуть позже, в феврале, в ГОЛОС с обширной проверкой, продолжающейся до сих пор, пришла налоговая инспекция. Из финансовых документов стало ясно, что основное финансирование у организации — Агентство США по международному развитию, но предъявить претензии трудно, поскольку оно действует в стране законно, документы оформлены надлежащим образом, необходимые налоги уплачены. Осталось только одно — объявить вне закона источник финансирования. Все выглядит так, что ради одной организации власти пошли на серьезный политический шаг с далекоидущими международными последствиями.

Важен еще и контекст. Безусловно, ликвидация одного из крупных источников финансирования российского некоммерческого сектора, сделанный спустя пару месяцев после принятия скандального закона об иностранных агентах, явно их увязывает между собой. Взятые шире реакционные инициативы властей после возвращения Владимира Путина в кресло президента по введению «детской» цензуры в интернете, резкого повышения штрафов за митинги и шествия, возвращение клеветы в Уголовный кодекс, не оставляют иного понимания: это звенья одной цепи. Но это контекст последних месяцев и внутренней политики, а интересно посмотреть на политику властей последних лет и на международном уровне.

Как минимум, с 2009 года Россия активно добивается сворачивания различной международной помощи, используя одни и те же аргументы. В 2010 году Глобальный фонд ООН против ВИЧ, туберкулеза и малярии не смог продолжить масштабные закупки дорогостоящих лекарств для ВИЧ-положительных. Минздрав упорно доказывал, что Россия сама платит взносы в Фонд для бедных стран и вполне справится с нагрузкой на бюджет. Безусловно, контролировать распределение пирога в 20 млрд рублей ежегодно только на таблетки для ВИЧ-инфицированных министерству хотелось самому. В 2011 году, также «по взаимному согласию», в России свернули свою работу Управление ООН по наркотикам и преступности, Агентство ООН по ВИЧ\СПИДу, Всемирная организация здравоохранения.

Вот и заявление МИДа о запрете USAID подчеркивает: «Россия теперь входит в число «новых доноров» и отказывается от статуса получателя помощи развитию во всех международных организациях».

 

Серьезную коррекцию в эту ситуацию вносит и идущая президентская гонка в Америке. Антироссийская риторика Митта Ромни, холодная последняя встреча Барака Обамы и Владимира Путина, напряжение вокруг военных учений Кавказ-2012, противоракетной обороны, задержания российского судна с вооружениями для Сирии, поддержка Асада — события всего лишь лета и начала осени. Республиканцы же традиционно радеют за сокращение гуманитарных программ. Стилистически Ромни и даже сенатор Маккейн, безусловно, гораздо ближе Путину — они мыслят категориями холодной войны, противоборства, шпионажа и постоянных угроз. Либерал, демократ Обама Путину, безусловно, понятен ему гораздо меньше.

Агентство США по международному развитию на самом деле не является основным источником финансирования правозащитных и общественно-политических организаций. Их поддерживают Фонд Макартуров, Институт «Открытое общество», ОАК FOUNDATION, National Endowment for Democracy и другие благотворительные, преимущественно частные, американские, английские, немецкие, голландские, организации. Они не подчиняются дипломатическим правилам, договоры с ними регулируются свободой гражданско-правовых отношений, получаемые деньги — видом дарения. Перекрыть эти каналы финансирования можно, разве что внеся прямой запрет в Гражданский кодекс, как это сделано, например, в Белоруссии. Безусловно, в последние месяцы Владимир Путин все более напоминает Александра Лукашенко, и исключать такого развития событий нельзя. Выделенные «под Россию» деньги USAID могут вернуться в Россию в виде пожертвований тех же частных благотворительных фондов — было бы желание одной стороны их выделить, а другой стороны — получить.

Но нет лучшего способа заставить Запад отключиться от Ближнего Востока и вновь пристально посмотреть на ситуацию с демократическими ценностями в России, чем последние шаги наших властей. Запрет работы Агентства по международному развитию не последний шаг российских властей, он обязательно вызовет и ответную реакцию. Есть еще правительственные программы в России у англичан, голландцев и немцев. В общем, продолжение следует.

Читайте далее: Кто пострадает от ухода USAID из России

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+