К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

«Российские компании внутри страны дают больше взяток, чем за ее пределами»


Гендиректор Центра антикоррупционных исследований и инициатив Transparency International Russia Елена Панфилова о компаниях и взятках

Исследование Transparency International показало, что российские компании занимают первое место в мире по количеству взяток при работе за рубежом. В ходе исследования были рассмотрены 28 крупнейших экономик мира. В коррупционном рейтинге агентства Россия получила самую низкую оценку и заняла последнее место. Генеральный Директор Центра антикоррупционных исследований и инициатив Transparency International Russia Елена Панфилова прокомментировала Forbes.ru результаты исследования.

— Вас удивили результаты исследования Transparency International?

— Меня нисколько не удивили результаты индекса взяткодателей 2011 года, они крайне похожи на результаты аналогичного исследования, проведенного в 2008 году. По крайней мере, что касается российского бизнеса, никаких особых подвижек не произошло. Что, конечно, печально.

 

Такое развитие событий было ожидаемым, существенные изменения могли произойти только если бы за последние три года в стране вдруг выстроилась реально действующая система противодействия и предотвращения коррупции. В силу того, что этого не произошло, не стоило и ожидать каких-либо реальных изменений.

— «Взяточная активность» компаний как-то меняется в зависимости от пересечения границ?

 

— Нет такого механизма, который бы заставлял бизнес резко меняться, пересекая границу паспортного контроля. Мне кажется, те бизнесы, которые ведут свои дела определенным образом внутри страны, абсолютно также ведут себя и за ее пределами. За одним исключением: жизнь не стоит на месте, люди учатся, и они уже хорошо отдают себе отчет в том, что есть страны, где за коррупцию и подкуп должностных лиц установлено достаточно жесткое наказание. Например, в США на Siemens и Daimler были наложены многомиллионные штрафы. Аналогичные нормы действуют в Великобритании и Германии, и компании вынуждены действовать с оглядкой, боясь попасть под санкции.



Россия также приняла подобное законодательство, вводящее уголовную ответственность за подкуп иностранных должностных лиц. Но это произошло только в мае 2011 года. Поэтому в полной мере заработать нормы этого закона еще не успели, и никаких данных о правоприменении этого законодательства у нас пока нет.

— Какие законодательные инициативы реально влияют на снижение количества взяток при ведении бизнеса за рубежом?

— В этом смысле хорошо работает правильное сочетание кнута и пряника. С одной стороны поощрение тех компаний, которые ведут свой бизнес честно. Поощрение через дополнительную мотивацию, учет их положительных практик при заключении контрактов, при участии в международных проектах. И таких пряников достаточно много и в рамках ООН и Всемирного экономического форума (ВЭФ).

 

С другой стороны, хорошо влияет кнут. Под кнутом понимаются правовые нормы, принятые целым рядом стран во исполнение требований Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития о борьбе со взяточничеством, которые предусматривают уголовное наказание, даже если взятки были даны на территории третьих стран. Такие нормы уже введены, в частности, и в Великобритании, и в США, и в России. Практически все страны большой двадцатки приняли подобное законодательство.

Теперь по этим нормам, даже если ты дал взятку в каком-нибудь Тимбукту, возвращаясь на родину, ты становишься объектом внимания со стороны правовых органов своей собственной страны. Такое законодательство серьезно повлияло на многие международные компании. Никому не хочется платить огромные штрафы и на годы попадать в черные списки.

— Можете ли Вы оценить размер «рынка международных взяток»?

— Оценки такого «рынка» пока не существует, но мы думаем о том, как можно его померить.

— Где российские компании дают больше взяток: внутри страны или за границей?

 

— Мне кажется, российские компании внутри страны дают больше взяток, чем за ее пределами. Во-первых, потому что у нас очень серьезно стоит проблема правоприменения. К тому же за пределы нашей страны выходит только средне-крупный и крупный бизнес. А в коррупционных платежах внутри страны задействован также малый и средний бизнес. То есть акторов внутри страны больше.

— Что нужно сделать, чтобы российские компании больше не занимали последних мест в коррупционных рейтингах?

— Шаг номер 1: начать применять свое собственное законодательство, не взирая на должности и лица, в каждодневном режиме. Если что-то выявили, не надо это замалчивать, а нужно доводить до результата. Коррупция не должна оставаться безнаказанной.

Шаг номер 2: надо обязать правоохранительные органы реагировать на заявления о фактах коррупции. Потому что сейчас складывается ситуация, когда о фактах, косвенно либо напрямую свидетельствующих о коррупционном поведении, информации крайне много, а реакции на такую информацию зачастую нет никакой.

 

Шаг номер 3: нужно гарантировать защиту заявителям о фактах коррупции. Невозможно всерьез бороться с коррупцией в стране, где не сказано ни слова в законодательстве про защиту заявителя о коррупции. Люди просто боятся сообщать своему собственному руководству, сообщать в правоохранительные органы, и вообще кому бы то ни было о фактах подкупа, отката или взятки. Потому что наше законодательство их не защищает, и очень часто они потом сами становятся объектом преследования.

Если выполнить эти 3 шага, ситуация в обозримом будущем может измениться в лучшую сторону.

Беседовал Алексей Петяев

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+