Испанцы не привыкли экономить: в этом проблема нового правительства

Шломо Вебер Forbes Contributor
Мариано Рахой фото REUTERS 2011
Испания устояла перед соблазном увеличения внешнего долга, но граждане страны незаслуженно много зарабатывают и набрали кредитов

Величина парламентского большинства, полученного испанской Народной партией на выборах в воскресенье, стала рекордным успехом (и рекордным провалом социалистов) за 36 лет, прошедших со времени смерти генерала Франко. Народная партия завоевала абсолютное большинство в конгрессе депутатов — 186 из 350 мест, в то время как социалисты получили только 110 мест. Прежде Мариано Рахой, который станет новым премьер-министром, занимавший ведущие посты в кабинете Хосе Марии Аснара (и сменивший его на посту главы Народной партии) дважды был побежден социалистами на общих выборах в 2004 и 2008 году. Он, несомненно, накопил большой опыт, работая в правительстве и парламенте, но какова будет экономическая политика правительства под его руководством, затрудняются ответить даже его ближайшие соратники.

Во время своей предвыборной кампании Рахой не представил детального экономического плана и ограничился общими утверждениями о том, что его главной задачей на посту премьера станут меры по выводу страны из кризиса, что голос Испании в Европейском Союзе должен звучать более громко и что вместо того, чтобы оставаться европейской проблемой, Испания должна принять активное участие в поисках ее решения.

После выборов Рахой отметил, что его вступление на пост премьер-министра происходит в самый тяжелый период за последние 30 лет истории страны. На то же указывает и поведение биржевых рынков в последние дни. В понедельник акции на Мадридской бирже упали на 3%. Рыночный скептицизм и опасения привели к тому, что в предыдущую пятницу премия за риск для вкладчиков в долгосрочные государственные облигации Испании была даже выше, чем для итальянских облигаций. Годовая доходность 10-летних испанских ценных бумаг поднялась до 6,56% (против 1,8% в Германии). Как признала заместитель Рахоя, Мария де Коспедал, Испания не может продолжать финансирование своих расходов на опасном 7%-ном рубеже и в то же время надеяться на поддержку Европейского союза.

Когда лидер Социалистической партии Хосе Сапатеро пришел к власти в 2004 году, испанская экономика, с ее 3% годовым ростом, сбалансированным бюджетом и процветающей строительной индустрией, являла собой вполне оптимистичную картину. Безработица держалась на уровне около 10%, что по стандартам страны является очень низким показателем. Но финансовый кризис тяжело ударил по стране: резко упали цены на недвижимость, остро встал вопрос о необходимости помощи банкам, находящимся на грани банкротства, экономический рост замедлился, уровень безработицы поднялся до 21%, бюджетный дефицит общественного сектора в 2010 году превысил 9%.

Кабинет Сапатеро не сидел сложа руки и за последние 18 месяцев ответил резким сокращением правительственных расходов и сокращениями государственных служащих. Эти меры привели к некоторым положительным результатам и уменьшили размер бюджетного дефицита. Но в ситуации, когда 46% жителей страны в возрасте до 25 лет (исключая студентов) остаются без работы, падение Сапатеро и его правительства было неизбежным. Поражение социалистов тем не менее оставляет открытым вопрос о том, как при таком уровне занятости Рахой выполнит одно из своих важных предвыборных обещаний — оказания целевой поддержки тем слоям населения, которые больше всего пострадали от экономического кризиса, — пенсионерам и безработным.

Парламентские выборы должны были состояться в марте 2012 года, но тяжелое экономическое положение страны вынудило правительство объявить о досрочных выборах. Потеряв свою популярность, Сапатеро даже не выставил своей кандидатуры на пост председателя правительства от Социалистической партии, которая выбрала своим кандидатом на пост премьера его заместителя, Алфредо Рубалкабу, у которого при сложившихся обстоятельствах не осталось никаких шансов привести партию к победе или даже к скромному поражению.

Проблемы, стоящие перед Рахоем и его правительством, безусловно, очень сложны. Одна из них состоит в том, что важные решения должны быть приняты в ближайшие недели, еще до того как Король Хуан Карлос официально пригласит Рахоя сформировать новое правительство. Значит, несмотря на их глубокие политические разногласия, две ведущие партии страны должны найти общую почву для решения болезненных вопросов, стоящих перед страной.

Испанский случай отличается от кризисов в других средиземноморских странах. Правительство страны, в отличие от греческого, устояло перед соблазном увеличения внешнего долга во времена дешевых и доступных кредитов. Но, как выяснилось, граждане Испании устоять перед таким соблазном не смогли. Увеличение уровня экономической активности в стране в «хорошие» времена привели к существенному росту заработной платы (на 35% с 1999 года) и возросшему уровню приобретения недвижимости широкими слоями населения. При нынешних экономических обстоятельствах высокая заработная плата (превышающая уровень зарплаты в Германии) уменьшает конкурентную способность испанских предприятий на мировом рынке. С другой стороны, снижение заработной платы в условиях падения цен на недвижимость (17% по сравнению с 2009 годом) ставит граждан перед тяжелыми финансовыми проблемами. Надо отдать должное господину Рахою: он не верит в чудеса и знает, что легких решений у него не будет. Но в отличие от паники в Греции и Италии, где премьер-министры были назначены без выборов и референдумов, Рахой получил поддержку большинства испанских избирателей. Полученный мандат должен помочь новому правительству вывести страну из кризиса.

[processed]

рейтинги forbes
Новости партнеров
Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться