Путин, госкорпорации и не слишком новая экономика | Forbes.ru
$59.27
69.69
ММВБ2160.75
BRENT63.96
RTS1149.88
GOLD1244.40

Путин, госкорпорации и не слишком новая экономика

читайте также
+585 просмотров за суткиВладимир Путин заявил о готовности восстановить авиасообщение с Египтом +306 просмотров за суткиПутин заявил о выводе российских войск из Сирии +213 просмотров за суткиГлавный по агитации. Что будет с начальником штаба Владимира Путина после выборов +225 просмотров за суткиПутин разрешил российским спортсменам ехать на Олимпиаду под нейтральным флагом +70 просмотров за суткиВладимир Путин заявил о выдвижении на пост президента России в 2018 году +2417 просмотров за суткиЧичваркин и компания: Титов предложит Путину простить бежавших в Лондон бизнесменов +83 просмотров за суткиБывший разведчик Маттиас Варниг выкупил долю в российском конкуренте Microsoft +189 просмотров за суткиЗарплата за ребенка. Путин обещает ежемесячные выплаты молодым семьям +235 просмотров за суткиКандидат от бизнеса. Зачем Борис Титов идет на президентские выборы +184 просмотров за суткиПереворот в Луганске. Что упускает российское руководство +158 просмотров за суткиПутин делает ход: как президент борется с кланово-олигархическим капитализмом +43 просмотров за суткиКонец войны. Путин и Асад обсудили завершение операции в Сирии +18 просмотров за суткиОбманутые ожидания: как росла нагрузка на бизнес вопреки мораторию Владимира Путина +100 просмотров за суткиПутин был не прав: мусульманская Индонезия закупила свинину в России +50 просмотров за суткиПетля Эрдогана: как закончился кризис в отношениях России и Турции +37 просмотров за суткиПланы Путина. Президент написал колонку об отношениях со странами Азии +22 просмотров за суткиАтака или изучение. Чем сбор и вывоз биоматериалов угрожает безопасности России +47 просмотров за суткиКонец бесплатного здравоохранения. Путин предложил гражданам разделить траты на медпомощь +24 просмотров за суткиБарьеры, «пузыри» и анонимность. Путин решил судьбу криптовалют в России +4 просмотров за суткиКалейдоскоп настроений: вырастут ли цены на нефть после визита короля Саудовской Аравии в Москву +8 просмотров за суткиСтремительное падение. Побег владельцев «ВИМ-Авиа», дело о мошенничестве и долги на 1,3 млрд
Новости #Власть 31.01.2012 12:05

Путин, госкорпорации и не слишком новая экономика

Кирилл Родионов Forbes Contributor
фото Итар-ТАСС
Премьер не собирается отказываться от устаревшей идеи госкорпораций. Но скоро на них может просто не хватить денег

Одной из тем предвыборной статьи Владимира Путина «Нам нужна новая экономика» стала промышленная политика. Действующий премьер заявил о необходимости выделения приоритетных отраслей, развитие которых позволит России занять значительное место в международном разделении труда. По мнению кандидата в президенты, такими отраслями должны стать фармацевтика, высокотехнологичная химия, композитные и неметаллические материалы, авиационная промышленность и нанотехнологии. При этом важнейшим инструментом модернизации этих секторов будут государственные корпорации. Путин обосновывает необходимость дальнейшего развития вертикально интегрированных холдингов последствиями деиндустриализации 1990-х годов, деформацией структуры экономики и недостатком частных инвестиций в инновационные отрасли.

Необходимо отметить, что базовый тезис премьера о деформации структуры современной российской экономики не выдерживает критики. Во время тяжелейшего трансформационного кризиса 1990-х годов как раз были устранены крупные деформации, характерные для социалистической экономики: снизилась аномально высокая доля промышленности в ВВП, возросла роль сферы услуг и торговли. Отраслевые сдвиги тех лет привели к формированию в России структуры экономики, отвечающей требованиям рынка и зафиксировавшей как ее конкурентные преимущества, так и ее слабости. Динамичный экономический рост 1999-2008 годов, главным политическим бенефициаром которого был Путин, стал результатом радикальных преобразований (микроэкономическая либерализация, финансовая стабилизация и приватизация), проводившихся после краха СССР. Благодаря этим реформам вместо развалившейся социалистической была создана рыночная экономика со свободными ценами, частной собственностью и конвертируемой валютой. Если бы в современной России не было бы этих институтов, сегодняшние дискуссии о модернизации и диверсификации экономики были бы абсолютно неактуальны, как в случае Северной Кореи.

О необходимости проведения так полюбившейся премьеру промышленной политики заговорили в середине 2000-х годов. Одним из ключевых ее элементов стало создание различного рода хозяйственных структур, целью которых являлось стимулирование инновационной активности и структурной перестройки экономики. Первой ласточкой был государственный инвестиционный фонд, образованный в 2005 году и предназначенный для софинансирования инфраструктурных проектов. Затем в 2007 году было создано шесть крупных государственных корпораций, получивших в свое распоряжение значительный объем государственного имущества. Крупнейшей госкорпорацией стала ГК «Ростехнологии», которая объединяет в себе более 450 предприятий различных форм собственности, большинство из которых после кризиса 2008-2009 годов по факту стали банкротами. Это аномально большое количество. Достаточно сказать, что ни в одном из советских министерств не было больше 300 предприятий: шестидесятилетние «крепкие хозяйственники», стоявшие во главе ведомств, были убеждены, что управлять большим количеством невозможно.

В течение последних семи лет правительство проводит политику по созданию крупных компаний со 100%-ным участием государства в собственности и бюджетному субсидированию и кредитованию предприятий приоритетных отраслей. Российский кабинет министров не стал первооткрывателем в применении этих методов. Тем же занимались, например, страны Латинской Америки, проводившие в 1950-1970-е годы политику импортозамещающей индустриализации. Эта политика привела к значительным затратам хозяйственных ресурсов на развитие обрабатывающих производств, так и не достигших мировых стандартов конкурентоспособности и потому нуждавшихся в непрерывной государственной поддержке, а также к увеличению государственных расходов на экономические проекты, спровоцировавшему рост инфляции и накопление государственного долга. Международный долговой кризис начала 1980-х годов фактически поставил крест на политике импортозамещения, в основе которой лежали методы жесткой промышленной политики.

В результате в последние два десятилетия XX столетия на смену жесткой пришла мягкая промышленная политика. Международные финансовые организации стали ориентировать правительства разных стран на создание базовых правил игры и конкурентных условий, содействующих реализации предпринимательской инициативы и рыночному выявлению отраслей-лидеров. По мнению экспертов Всемирного банка, создание благоприятного делового климата и устранение бюрократических барьеров являются необходимыми предпосылками реализации потенциальных сравнительных преимуществ той или иной страны. Государство также должно заниматься модернизацией транспортной (с целью снижения издержек доступа к рынкам сбыта продукции), коммунальной (для обеспечения жизнедеятельности населенных пунктов, в которых размещены хозяйственные объекты) и образовательной (накопление человеческого капитала) инфраструктуры. Это обстоятельство стали учитывать правительства развитых и многих развивающихся стран при выработке экономической политики. И Россия здесь исключением быть не должна.

Аналогом российских госкорпораций являются чеболь, которые доминировали в экономике Южной Кореи в 1960-1980-е годы. Чеболь сформировались как крупные частные семейные компании, действующие в тесной координации с государством. Государство стимулировало рост чеболь, опираясь на централизованный контроль за банковско-кредитной системой. На фоне неразвитости внутреннего рынка капиталов, слабого фондового рынка, осторожного отношения к приходу иностранных инвесторов посредничество банковско-кредитной системы, подконтрольной государству, оказалось единственным механизмом поддержки становления и развития крупного южнокорейского бизнеса. Чеболь сыграли ключевую роль в индустриализации страны. Вместе с тем в 1990-е годы доминирование финансово-промышленных групп стало препятствием на пути к высокотехнологичной экономике. Финансовый кризис, разразившийся в Восточной Азии осенью 1997 года, сделал невозможным функционирование этого хозяйственного механизма. Могущественные чеболь были принудительно разрушены, а значительная часть их активов была продана для погашения долгов.

Во время кризиса 2008-2009 годов российское правительство направило значительные средства на спасение крупных финансово-промышленных групп от банкротства по долгам западным кредиторам. Реализация этих мер была возможна в условиях наличия значительных финансовых ресурсов. В сентябре 2008 года, накануне краха Lehman Brothers, объем средств, накопленных в резервном фонде, превысил отметку $140 млрд. К 1 января 2012 года в Резервном фонде осталось чуть более $25 млрд. Если ожидания новой волны кризиса оправдаются, правительству будет не до спасения ФПГ. Во всяком случае в это хочется верить.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться