Как бороться с полицейскими пытками. Пять срочных мер

Павел Чиков Forbes Contributor
фото Итар-ТАСС
Резко снизить число случаев пыток в полиции и повысить качество расследования таких дел можно не меняя федеральное законодательство

Ежегодно в России расследуется 5000 уголовных дел в отношении полицейских. Год от года это число растет. При этом МВД признается, что поступающих жалоб на действия полиции гораздо больше — около 100 000 в год. По тем же официальным данным, которые полностью соответствуют нашей юридической практике, 90% жалоб не имеют никаких последствий. Разница лишь в том, что полиция вместе со Следственным комитетом считает, что граждане в большинстве случаев врут, а мы — что органы просто занимаются укрывательством.

Я знаю, что на самом деле правы именно мы. История с гибелью в Казани Сергея Назарова это лишний раз доказывает. На одну эту историю, в результате которой уголовное дело было возбуждено, пришлось уже 9 фактов, случившихся ранее в этом же отделе полиции, в которых ни прокуратура, ни СКР, ни управление собственной безопасности никаких нарушений не углядели. Так и есть — 1 к 9. Масштаб проблемы требует ее немедленного решения.

В то же время резко снизить число случаев пыток в полиции и повысить качество расследования таких дел можно и не меняя федеральное законодательство. Большой эффект могут дать несколько простых мер, введение которых даже не потребует существенных бюджетных затрат.

1. Физическая прозрачность отделов полиции

Избиения и издевательства чаще всего происходят в закрытых кабинетах и камерах отделов полиции, когда человек оказывается изолирован и никто не может увидеть, что с ним происходит. Стеклянные стены, организация рабочих мест по принципу open space, решетки вместо дверей камер, видеокамеры, в том числе с выходом в интернет, не исключат, но затруднят подобные действия. Ярчайший пример эффективности таких мер — реформа полиции в Грузии. Местные жители первые несколько месяцев, сидя на скамейках, с упоением наблюдали за полицейскими в новых стеклянных зданиях. Лучшего общественного контроля и придумать нельзя.

Допросы должны проходить в камерах с зеркальной, полупрозрачной стеной. При этом участники допроса могут находиться под наблюдением и не знать об этом.

Для таких изменений достаточно приказа министра внутренних дел, изменения законодательства не требуется.

2. Сообщение «Пытка»

В настоящее время существует практика автоматического сообщения медицинскими учреждениями в полицию о любых гражданах, получивших телесные повреждения (так называемое «Сообщение «02»). Также в полицию идут сообщения и в случаях, когда пострадавшие утверждают, что получили телесные повреждения или вред здоровью в самой полиции. Это приводит к утрате доказательств, сокрытию преступлений, давлению на пострадавших и, как результат, уклонению от уголовной ответственности виновных сотрудников.

Необходимо изменить практику и обязать медработников при получении информации о том, что телесные повреждения нанесены пациенту сотрудниками полиции (выезд бригад скорой медицинской помощи в отделы полиции, доставление в травматологические пункты и дежурные больницы из отделов полиции, сотрудниками полиции, объяснение самого пациента или лиц, его доставивших, при поступлении в медучреждение), сообщать об этом вместо полиции дежурному следователю Следственного комитета России для проведения неотложных следственных действий.

Такая практика может быть зафиксирована совместным приказом руководителя Следственного комитета России и министра здравоохранения и социального развития РФ.

3. Труп в отделе — автоматическое возбуждение уголовного дела

В практике военной прокуратуры и военных следователей много лет действует принцип — при обнаружении тела военнослужащего в обязательном порядке возбуждается уголовное дело. Например, если труп с признаками суицида — по статье 110 УК РФ («Доведение до самоубийства»). Такая же практика действует в отношении дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погиб человек.

Зачастую убийство и причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть потерпевшего, совершенное полицейскими, камуфлируется под сердечный приступ, суицид или иные некриминальные причины.

Необходимо ввести практику незамедлительного возбуждения уголовного дела при обнаружении тела в отделе полиции без проведения доследственной проверки. Выяснение обстоятельств гибели и ее причин должно происходить следственным путем в рамках предварительного расследования.

Такое требование может быть введено приказом руководителя Следственного комитета России.

4. Перечень неотложных действий по сообщениям о пытках

Существует практика следственных органов определять обязательный перечень следственных действий при расследовании ряда преступлений. Например, при заявлении об изнасиловании и об убийстве дежурный следователь Следственного комитета России обязан немедленно выехать для проведения осмотра места происшествия, изъятия вещественных доказательств, назначить судебно-медицинскую экспертизу. Неотложные следственные действия обеспечивают значительно более высокую эффективность расследования уголовных дел этой категории.

Введение приказом руководителя Следственного комитета России такого обязательного перечня незамедлительных следственных действий при поступлении заявлений о превышении сотрудниками полиции должностных полномочий с применением насилия (выезд на место происшествия для осмотра, опрос пострадавшего, очевидцев, назначение судмедэкспертизы) позволит резко повысить эффективность расследования таких дел.

5. Спецотдел по расследованию пыток

Много лет действует приказ главы Следственного комитета России, который был принят ранее еще Генпрокурором, согласно которому уголовные дела особой сложности и вызвавшие широкий общественный резонанс передаются для производства предварительного следствия в территориальные управления Следственного комитета. Проще говоря, с низового уровня в центральный аппарат регионального управления СКР. Распоряжением того же главы Следственного комитета России необходимо в развитие этого приказа создать в структуре каждого регионального управления СКР отдел по расследованию должностных преступлений. Все дела о превышении, злоупотреблении должностных полномочий, получении взятки, служебном подлоге должны расследоваться только следователями этого отдела. Более того, эти следователи не должны расследовать другие уголовные дела, чтобы никак не пересекаться по службе с оперативниками, о преступлениях которых поступают заявления.

Эти меры не смогут полностью искоренить полицеский произвол, но помогут — малыми затратами — резко снизить масштаб злоупотреблений.

Новости партнеров