Нам любые дороги дороги

Арифметика дальневосточных трасс: в 2,3 раза дороже, чем в США, в 5,5 раза — чем в Китае

«Мосты остаются людям — нашим и вашим детям, внукам, правнукам — как подтверждение того, что мы не зря живем на этом свете» — пафосная фраза генерального директора Тихоокеанской мостостроительной компании Виктора Гребнева до сих пор красуется на сайте ТМК. Надо полагать, изречение мостостроительного босса было услужливо записано подчиненными задолго до разрушения построенной ТМК к саммиту АТЭС во Владивостоке автодороги. Прозорливый шеф как в воду глядел — о дорогах не сказал ни слова.

«Очевидно, что качество дорожных работ оказалось весьма и весьма низким... Это повод иногда для того, чтобы до банкротства довести компанию, которая такие нарушения делает, по миру пустить», — цитирует пресса премьера Дмитрия Медведева, возмущенного очередным инфраструктурным позорищем, коих в последние годы случалось превеликое множество.

ТМК трудится не только на объекте «Автомобильная дорога «пос. Новый — п-ов Де-Фриз — Седанка — бухта Патрокл», где произошел обвал грунта. Тихоокеанские мостостроители также возводят магистраль «бухта Патрокл — мостовой переход через бухту Золотой Рог» и мост через ту же бухту. А если качество и этих работ окажется «весьма и весьма низким», причем это выяснится во время саммита?

Разбираться со срамотой, как обычно, поручено Генпрокуратуре. А зря: расследование нужно поручать в первую очередь Счетной палате, ведь из 28,9 млрд рублей совокупного финансирования осыпавшегося объекта (протяженностью 42,5 км) более 21 млрд приходится на казну. Не мешало бы просканировать сметы и по другим проектам ТМК: расходы на шоссе «бухта Патрокл — мостовой переход через бухту Золотой Рог» (5,4 км) выливаются в 2,3 млрд рублей, а строительство моста (2,1 км) — в 19,9 млрд.

Легко посчитать, что стоимость первой, обрушившейся трассы в пересчете на 1 км составляет 680 млн рублей, второй — 425,9 млн рублей, моста — 9,5 млрд рублей. Выкладки эти мало что дают, потому что не учитывают сложность инженерии. Например, в первом случае это низководный мост «Де-Фриз — Седанка» длиной 4,4 км. И все же парочку выводов сделать можно.

Во-первых, трасса «б. Патрокл — мостовой переход через б. Золотой Рог» не предполагает сложных инженерных сооружений. Проще говоря, проходит по земле. И тем не менее сметная стоимость 1 км дороги в 2,3 раза выше, чем аналогичный показатель в США и в 5,5 раза — чем в Китае. Может, нужно было иностранцев зазвать, дешевле бы обошлось?

Во-вторых, с мостом через бухту Золотой Рог также не все гладко. Для сравнения: строительство самого высокого виадука в мире, моста Мийо (высота 343 м против дальневосточных 226 м) обошлось в €394 млн ($496,4 млн по курсу $1,26 за евро), или в $201,8 млн за 1 км. Наш же красавец встанет в полтора раза дороже — $296,9 млн за километр. Не дороговата ли красота сомнительного качества? К тому же у моста Мийо гарантия на 120 лет, а у ТМК сколько?

Впрочем, не будем наивничать: трудно себе представить, чтобы здесь обошлось без коррупции. Федеральный центр кивает на региональных чиновников, те по понятным причинам не могут показать пальцем на федералов и назначают козлами отпущения мостовиков. А мостовики... Что мостовики? Им все равно, ведь «мосты остаются людям — нашим и вашим детям, внукам, правнукам».

Новости партнеров