Госслужба: неестественный отбор | Forbes.ru
$58.88
69.46
ММВБ2140.92
BRENT63.41
RTS1145.62
GOLD1256.80

Госслужба: неестественный отбор

читайте также
+2625 просмотров за суткиБлестящая перспектива. Профессии с самыми быстрорастущими зарплатами +282 просмотров за суткиНаперегонки: 4 правила, которые помогут вам больше успевать +25 просмотров за суткиОтнять и поделить: Эр-Рияд хочет забрать у подозреваемых в коррупции до $100 млрд +89 просмотров за суткиОт Мураками до Гоцяна: художники Азии, которых нужно знать в лицо +259 просмотров за суткиСловарь начальника. Как говорить с людьми, чтобы они работали на результат +121 просмотров за суткиКак иностранцу выжить в Китае и не съесть случайно змею +56 просмотров за суткиДомогательства на работе. Есть ли разница между сексизмом в Европе и России +58 просмотров за суткиСмерть от порезов: ваш бизнес в Китае не выживет без связей и блата +77 просмотров за суткиЭтнический капитал. Китайские диаспоры начали захватывать экономики стран мира +3972 просмотров за суткиРоман с прокрастинацией: как полюбить безделье и не страдать от этого +139 просмотров за суткиОпасная зона: 10 признаков необходимости сменить работу +11 просмотров за суткиНовый курс: дочь бывшего президента Анголы лишилась должности в госкомпании Sonangol +3 просмотров за суткиСухой паек: нефтегазовые гиганты не могут найти альтернативу западному финансированию +37 просмотров за суткиБез блокчейна и Big Data. Банк «ФК Открытие» покинули ключевые специалисты по инновациям +30 просмотров за суткиСила ветра и солнца. «Чистая» энергетика Китая стала мощнее всей российской электроэнергетики Коррумпированная корона: саудовский принц потерял почти $3 млрд за три дня после ареста +37 просмотров за суткиЗакат дискриминации. Почему секретарей и ассистентов все реже выбирают по внешности +7 просмотров за суткиЛожный выбор. Стоит ли бежать из корпоративного рабства в собственный бизнес +4 просмотров за суткиУеду жить в Портленд. Forbes составил рейтинг лучших городов для карьеры и бизнеса в США Казус Мединского: нужна ли научная степень чиновнику +4 просмотров за суткиСорок отважных и МГУ: что привезли в Гуанчжоу российские предприятия
Мнения #Власть 01.08.2012 11:42

Госслужба: неестественный отбор

Ксения Юдаева Forbes Contributor
фото РИА Новости
Чтобы страна могла бороться с чрезвычайными ситуациями, нужно полностью изменить систему построения карьеры высших чиновников

Ждали кризиса, а пришло наводнение на юге страны, и к нему оказались не готовы. Безотносительно к причинам бедствия из этой истории нужно вынести уроки. Во-первых, нужна система управления рисками. Не только экономическими, но и, как в данном случае, природными, а также технологическими, социальными, геополитическими и т. д. Она должна включать в себя не только систему реагирования на проблемы, но и их прогнозирование, предотвращение, снижение ущерба в рамках подготовительной работы. Возвращаясь к конкретному случаю, МЧС должно заниматься не только «разгребанием» проблем, но и оповещением, эвакуацией и т. д. МЧС и другие власти должны быть заинтересованы в исправности инфраструктуры, чтобы потом не возникало подозрений, что катастрофа имела не природный характер, а была связана со сбросом воды из водохранилища.

Во-вторых, нужно понять, почему такой подход не действовал до сих пор. Ведь каждый раз наступаем на одни и те же грабли, что с пожарами, что с наводнениями. В чем причина: в простом неумении, или в халатности, коррупции, отсутствии стимулов у сотрудников МЧС и местных властей или в отсутствии запроса от общества, которому не так уж и важна реакция властей на редкие малопредсказуемые события?

Вопросом о том, почему качество власти в странах со средним и низким уровнем развития хуже, чем в странах с высоким, экономическая наука интересуется минимум 20–25 лет. Есть две противоположные теории. Обе в свое время были выдвинуты группами исследователей, возглавляемыми известным американским экономистом российского происхождения Андреем Шляйфером. Первая — это качество институтов, отсутствие у властей адекватных стимулов к проведению политики развития и широкое распространение коррупции. Вторая теория — это отсутствие образования, умений и навыков, прежде всего управленческих. Скорее всего, обе теории в той или иной степени верны и между ними есть возможность взаимодействия. Плохой менеджмент не создает правильных стимулов для подчиненных и не подбирает сотрудников по критерию способности к достижению цели.

Раз проблема неоднозначна, для ее решения нужно задействовать разные направления. В последнее время во власть на позиции среднего уровня стало приходить много молодых менеджеров, часто выходцев из бизнеса. Уровень образования и навыков у них выше, чем тот, что был у ранее занимавших эти позиции людей с еще советским образованием. Но их эффективность будет зависеть от стимулов и критериев эффективности, в рамках которых они будут работать.

В конце 1990-х было модно сравнивать российскую систему управления с китайской, говорить о том, что китайская система создает лучшие стимулы для развития. Это касалось и экономических стимулов, и политических: успешные руководители провинций могли рассчитывать на карьеру в центральной власти. Подобная система в определенном смысле существует и в США: большинство президентов были губернаторами. В СССР и Брежнев, и Горбачев, и Ельцин были когда-то региональными руководителями. В России же ни в рамках системы выборов губернаторов, ни в системе назначений этот вопрос не решен. В последнее время пост губернатора становится похожим не на ступеньку для активных людей, двигающихся вверх по карьерной лестнице, а на «пенсию» для федерального чиновника. Значит, отсутствуют условия для внутрисистемной конкуренции.

Между тем социологические исследования показывают, что у людей растет спрос на эффективных управленцев, доказавших способность что-то делать на местах. Об этом, в частности, говорят результаты фокус-групп, проводимых в рамках докладов ЦСР. На фоне смены поколений и роста благосостояния российское общество становится более зрелым: оно уже давно не верит только словам. Обещания чиновников, не подкрепленные результатами, ведут к росту недоверия. И какие бы суммы ни были потрачены на помощь пострадавшим от наводнения, они не помогут повысить доверие к властям. Выход из этого только один: создавать работающую систему отбора эффективных лидеров, основанную на четком понимании конкурентных карьерных возможностей для тех, кто эффективен, и ответственности за неэффективность.

Позиция автора может не совпадать с официальной позицией администрации президента РФ.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться