Война за «вежливых людей»: как бизнес борется за новый бренд | Новости | Forbes.ru
$57.5
67.72
ММВБ2071.83
BRENT57.95
RTS1134.45
GOLD1280.61

Война за «вежливых людей»: как бизнес борется за новый бренд

читайте также
+69 просмотров за суткиИскусство клика: как правильно настроить рекламу в сети +22 просмотров за суткиЛо Янь, №40 в списке выдающихся деловых женщин КНР: «В Китае у женщин и мужчин равные возможности» +152 просмотров за суткиДоброе имя. Какие ошибки допускают бизнесмены, выбирая название бренда +9 просмотров за суткиСолист U2 Боно: «Капитализм — это дикий зверь, которого нужно приручить» +173 просмотров за суткиПочти даром: девять секретов «бомж-маркетинга» для тех, у кого нет денег +9 просмотров за суткиКурортный сбор. Как оздоровительный туризм развивал экономику России +8 просмотров за суткиРасплата за Крым. «Нафтогаз» утроил сумму иска к России за «захваченные» активы +26 просмотров за сутки$5 млрд за активы в Крыму: «Нафтогаз» подал в Гааге новый иск к России +8 просмотров за суткиДеньги для «Тавриды». Правительство хочет повысить акцизы на топливо в 2018 году +6 просмотров за суткиХроника «обмана». Forbes выяснил, как Siemens планирует вернуть турбины из Крыма +2 просмотров за суткиСанкции в действии. Крупнейший банк Крыма лишился доступа к SWIFT +5 просмотров за суткиВино как чудо. Почему Крым и Сицилия — самые похожие винодельческие регионы Европы +1 просмотров за суткиКерченский мост — самый длинный и дорогой: что не нравится Украине +1 просмотров за суткиСамоирония и интерактив как способы разрядить обстановку и помириться с клиентом +3 просмотров за суткиЛичная ответственность: Евросоюз расширил антироссийские санкции из-за поставки турбин Siemens в Крым +2 просмотров за суткиРебенок в соцсетях: зачем Nike заключил контракт с 9-летним футболистом +2 просмотров за суткиОдин на миллион: обеспечить персональный подход каждому клиенту +2 просмотров за суткиБренд и бизнес: как бренд может повлиять на финансовые результаты компании +4 просмотров за суткиНа крючке: как привлечь клиента в нужное время и в нужном месте +1 просмотров за суткиТурбины и санкции: чем угрожает России судебное разбирательство с Siemens +1 просмотров за суткиМузыка денег: экономический эффект от музыкальных фестивалей

Война за «вежливых людей»: как бизнес борется за новый бренд

Павел Седаков Forbes Contributor
Пока бизнесмены бьются за бренд "Вежливые люди", "Военторг" при поддержке Минобороны уже на нем зарабатывает. фото РИА Новости
Изображения «зеленых человечков» стали причиной интеллектуальных споров

Вокруг бренда «Вежливые люди» развернулась нешуточная борьба. Петербургский предприниматель Роман Еремян просит Следственный комитет России проверить заявки, поданные в Роспатент на регистрацию товарного знака «Вежливые люди». По мнению бизнесмена, документы могли быть оформлены задним числом. Споры вокруг регистрации бренда могут занять несколько месяцев, предупреждают юристы. Тем временем футболками с логотипом «Вежливые люди» уже активно торгует ОАО «Военторг», 100-процентная «дочка» Минобороны, и интернет-магазин Alfastore.ru международной ассоциации ветеранов подразделения «Альфа» ЦСН ФСБ России.

Полуночный бренд

В ночь с 27 на 28 марта петербургскому девелоперу Роману Еремяну не спалось. Вечером он услышал в новостях, что в Москве некие бизнесмены начали регистрировать слоганы по мотивам присоединения Крыма к России: «Своих не бросаем» и «Крым идет домой».

 

Еремяна же привлек другой образ — «Вежливые люди».

Так в Крыму и соцсетях называли анонимных спецназовцев, совершивших молниеносную и практически бескровную операцию по захвату стратегических объектов на полуострове.

«Я подумал, что бренд «Вежливые люди» может иметь хорошее звучание и потенциал, причем не только для наших военных, но и для гражданских,  — говорит предприниматель. — Ко всей этой истории я отношусь как к игре или бизнес-шутке». Его основной бизнес связан с внешним девелопментом коммерческой недвижимости. Компания Еремяна INDIGO Development работала, например, в прошлом году над созданием по заказу ГК «КОРТРОС» (ранее — ГК «Ренова Стройгруп»,  Forbes.) крупнейшего в Европе гостиничного комплекса (Сочи), а по заказу ГК «Пионер» — над проектом крупнейшего в СНГ апарт-отеля (Санкт-Петербург).

В 4 часа утра Еремян опубликовал на сайте для фрилансеров тендер на срочную разработку дизайна принтов для футболок, толстовок, бейсболок и кружек, а уже к 7 утра появились шесть претендентов-дизайнеров, которым заказчик раздал техзадания. Предприниматель говорит, что его не интересовало производство сувенирных футболок: «Хочется делать хорошие стильные вещи, которые носили бы несколько месяцев. Мы оперативно разработали несколько линий и направлений одежды, выпустили тестовые варианты». Объем вложений в выпуск первой партии он оценивает в 6 млн рублей.

Уже 1 апреля фирма Еремяна «Вива Групп» подала заявку в Роспатент на регистрацию товарного знака «Вежливые люди».

 

«Мы были первыми», — уверяет бизнесмен.

 

7 апреля аналогичную заявку подала фирма БТ44, специализирующаяся на создании баз данных. 11 апреля, в тот день, когда СМИ написали о проекте Еремяна, о своих претензиях на товарный знак заявило Минобороны в лице дочерней компании «Военторг» (в структуру ОАО «Военторг» входит сеть торговых точек, комбинатов бытового обслуживания, столовых, кафе и чайных; выручка в 2012 году — 45,2 млрд рублей).

Все три претендента на бренд — «Вива Групп», БТ44 и «Военторг» — заявляют о намерении использовать товарный знак «Вежливые люди» не только на одежде, но и на других товарах: инструментах, огнестрельном и холодном оружии, боеприпасах, шлемах, приборах и бытовой аппаратуре. Сейчас, по информации Роспатента, структуры Минобороны являются правообладателями 62 товарных знаков. Среди них эмблемы и названия — например, клуба ЦСКА, телепередач «Служу России» и «Оружейка», спецоборудования и аппаратуры. Правообладателей у товарного знака «Вежливые люди» пока нет.

Предприниматели-невидимки

«После того как проснулся «Военторг», в этой истории появилась детективная составляющая», — говорит Еремян. Внезапно в базе Роспатента появились две совершенно одинаковые заявки, поданные 26 марта некими Василием Петуховым из Москвы и Михаилом Семченко из Киева. «Мы пробивали этих людей через базы, таких предпринимателей нет в природе, — уверяет Еремян. — Есть подозрения о попытке присвоения неизвестными интеллектуальной собственности».

«Это могло быть элементарной технической ошибкой, но учитывая два одинаковых заявления с одинаковой опечаткой в них, вероятность такого совпадения минимальна», — полагает администратор проекта «Знаковед» Андрей Чернов. По его словам, по закону правообладателем должен стать тот, кто первым подал заявку, но это идеальная ситуация: процедура отбора нечеткая и непрозрачная. Срок определения правообладателя может растянуться на срок до 2 лет. «Но после этого правообладатель может предъявить претензии к тем, кто маркирует свои товары сходным образом, — он может через прокуратуру добиться изъятия товара с прилавков, а через суд — выплаты компенсаций», — поясняет Чернов. Но на восстановление интеллектуальной справедливости может уйти слишком много времени.

Интересы Семченко и Петухова представляет Первая патентная компания. «Заявки абсолютно реальные, - заявил Forbes Анатолий Аронов, президент Первой патентной компании. – К нам обратились два предпринимателя – Петухов и Семченко,  мы подсказали им использовать этот бренд, подготовили заявки и 26 марта они сами отнесли их в Роспатент». По словам Аронова, его клиенты не собираются делать бизнес на «Вежливых людях».  «Они хотят передать свои заявки «Военторгу» - для них это вопрос имиджа и престижа армии». 

Между тем торговля одеждой и аксессуарами с логотипом «Вежливые люди» уже идет полным ходом. Накануне 9 мая Минобороны анонсировало продажу в праздничные дни одежды и аксессуаров с логотипом «Армия России» и «Вежливые люди» через торговые точки «Военторга».

 

В павильонах, которые работали на Поклонной горе и в парке «Сокольники», за 400 рублей можно было купить футболки с изображением главнокомандующего Владимира Путина и министра обороны Сергея Шойгу.

 

Под рисунками стояли подписи «Вежливые люди» и «Армия России».

«Торговля шла бойко, не успевали подвозить товар», — заверял Forbes собеседник в «Военторге». Сейчас, по его словам, футболки можно купить в торговых точках на закрытых территориях — в Генштабе и в Академии Генштаба, а также в фирменном магазине «Военторга», который откроется на этой неделе на Вязовском проезде. «Если вам нужна оптовая партия, оставьте ваш телефон, и с вами свяжется наш представитель», — пообещал собеседник Forbes, но ответный звонок так и не последовал.

Предприниматель Еремян говорит, что для переговоров представители Минобороны на него не выходили. «Видимо, считают, что частные правообладатели вряд ли будут связываться с госмашиной, — считает он. — Вначале я не был настроен на решительные действия, но на фоне всех разговоров о защите интеллектуальной собственности решил: надо просто из принципа защищать правообладателя». Вопрос о претензиях других претендентов на бренд в «Военторге» комментировать отказались.

 

«Не забывайте, что мы структурно относимся к Минобороны, бренд «Армия России» был разработан совместно с Минобороны, — заявил сотрудник «Военторга». — Так что для нас это в первую очередь вопрос имиджа Вооруженных сил, а не бизнес».

Майки с эмблемой «Вежливых людей» сейчас можно заказать и на сайте проекта Alfastore.ru, созданного в мае 2012 года под эгидой международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа». «Мы сразу поняли, что «Вежливые люди» — это новый образ Вооруженных сил России, — говорит Forbes представитель Alfastore. — В конце марта — начале апреля в соцсетях мы увидели эту картинку, нашли дизайнера и спросили разрешение выпустить футболку с таким логотипом». Футболки стоимостью 800 рублей пользуются спросом, но оптовых закупок пока нет.

Маркетолог Геннадий Полетаев считает, что у бренда действительно большой потенциал, если грамотно заниматься его раскруткой: «Пока есть только идея и ее надо сильно наполнять. Если строить бренд на десятки лет, нужно проводить практические мероприятия по разработке и продвижению бренда. Примерно 1,5 млн рублей стоит бренд-платформа, на основании которой  будет разработаны линейки одежды. По российским меркам это минимум 10 млн рублей. При грамотном подходе — 20-25 млн рублей».

Украинская тема «Вежливыми людьми» не ограничивается. Сразу после майдана тот же Alfastore выпустил футболки и бейсболки с логотипом «Беркута» (600 рублей за штуку), а на страничке VK польской компании HELIKON-TEX предлагают виниловые наклейки на автомашины с логотипом «Вежливых людей» и флаги Донецкой народной республики. Уже сейчас дизайнерская мысль идет дальше футболок — на сайте  интернет-магазина vsemayki.ru можно заказать даже белые мужские трусы с логотипом «Вежливые зеленые человечки».