Forbes
$64.8
71.14
DJIA18570.85
NASD5100.25
RTS935.98
ММВБ1926.9
16.03.2016 09:28
Алексей Непомнящий Алексей Непомнящий
выпускающий редактор Forbes.ru 
Поделиться
0
0

ВАЗ и ныне там: зачем глава АвтоВАЗа поделится полномочиями с Сергеем Скворцовым

ВАЗ и ныне там: зачем глава АвтоВАЗа поделится полномочиями с Сергеем Скворцовым
Заниматься проблемами «АвтоВАЗа» топ-менеджер «Ростеха» Сергей Скворцов начал больше десяти лет назад во время работы в «Тройке диалог»Фото «Ростех»
Акционеры спешат на помощь новому президенту АвтоВАЗа Николя Мору. Часть его функций должен взять на себя заместитель гендиректора «Ростеха» Сергей Скворцов, много лет входящий в состав совета директоров автопроизводителя

Нынешние полномочия президента АвтоВАЗа будут разделены, рассказывали в начале марта «Ведомости». В системе управления крупнейшим российским автопроизводителем и одним из самых крупных промышленных предприятий Самарской области появится новая должность для взаимодействия с государственными органами и контроля социальных вопросов. Курировать эту область будет человек из совета директоров компании.

Как выяснил Forbes, новые полномочия получит Сергей Скворцов, который с 2013 года управляет инвестиционной политикой «Ростеха». Именно его имя назвали Forbes два человека, близкие к акционеру АвтоВАЗа. Возможно, он станет председателем совета, говорит один из них, или же возглавит специальную структуру при совете, говорит другой. В любом случае он не будет занимать исполнительной должности на самом АвтоВАЗе. Итоговое решение должно быть принято в начале апреля, утверждает собеседник Forbes.

Скворцов для АвтоВАЗа человек не посторонний. Он участвует в жизни завода с 2005 года, когда в качестве президента фонда Troika Capital Partners, входившего в структуру инвестиционной группы «Тройка Диалог», предложил и в течение двух лет реализовал проект «раскольцовки» структуры владения АвтоВАЗа. После этого три четверти капитала автопроизводителя, с середины 1990-х принадлежавшего самому себе через цепочку компаний, выкупили «Тройка Диалог» и ставший основой будущего «Ростеха» «Рособоронэкспорт».

Именно это позволило найти стремительно терявшему позиции на всех рынках АвтоВАЗу инвесторов. В начале 2008 года накануне кризиса «Тройка» продала блокирующий пакет завода французскому Renault за миллиард евро.  Сам Скворцов после раскольцовки получил место в совете директоров компании и сохранил его после того, как «Тройка Диалог» продала оставшиеся акции АвтоВАЗа альянсу Renault-Nissan, а сама была продана Сбербанку. В 2013 году Скворцов перешел на должность управляющего директора по инвестициям «Ростеха», а через год был назначен заместителем гендиректора госкорпорации (сейчас она контролирует 24,5% капитала АвтоВАЗа).

Итоги правления Бу Андерссона, которого акционеры АвтоВАЗа в 2013 году переманили с поста президента «Группы ГАЗ» Олега Дерипаски, оказались для акционеров компании безрадостными. Хотя внешне тактичный глава Renault-Nissan француз Карлос Гон и говорил совсем недавно, что удовлетворен его работой, его партнеры были куда более критичными к шведу, большую часть своей карьеры проработавшему в General Motors и оживившему в 2009-2013 годах «Группу ГАЗ». 

Гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов заявил, что самая большая ошибка западного топ-менеджера, долгие годы курировавшего в General Motors поставки комплектующих, — предпочтение западных производителей при выборе компонентов. 

Патриотизм ни при чем: быть может, запчасти из Европы и качественнее наших, но закупаются они в валюте, а значит, после девальвации стали вдвое дороже. 

Совсем не лучшее решение для автопроизводителя, ориентирующегося на массовый сегмент, да еще и в условиях стагнации экономики России, где до сих пор продается львиная доля всех Lada. Итог: падение продаж Lada на 30,5%, лишь немногим меньше рынка в целом, и 74 млрд рублей рекордного убытка, в результате чего аудиторы АвтоВАЗа начали сомневаться, что компания сможет продолжить работу.

Недоволен был Чемезов и проводимыми Андерссоном кризисными сокращениями. В предыдущие два года АвтоВАЗ, когда-то один из крупнейших работодателей региона, уволил 15 500 человек, или около трети всего персонала. Сокращения подобного масштаба АвтоВАЗ проводил и в 2009-2010 годах, когда президентом компании был россиянин Игорь Комаров, однако тогда это не вызывало такой волны критики. Комаров действовал крайне аккуратно и всегда пытался найти компромисс между интересами компании и интересами государства — российские власти очень болезненно относятся к сокращениям, рассказывал Forbes его знакомый.

Похоже, сейчас акционеры АвтоВАЗа решили вернуться к этой практике, вновь доверив решение самых щепетильных вопросов, требующих согласования с государством, россиянину Скворцову. И хотя президентом АвтоВАЗа вновь стал иностранец, сам глава Renault-Nissan Карлос Гон согласен с тем, что проблемами, имеющими ярко вынужденную российскую специфику, должны заниматься местные кадры, привлечение которых — задача «Ростеха».

Поделиться
0
0
Загрузка...

Рассылка Forbes.
Каждую неделю только самое важное и интересное.

Самое читаемое
Рамблер/Новости
Опрос
Могут ли российские футболисты покупать шампанское за €250 000, а премьер-министр ботинки за 50 000 рублей?
Проголосовало 10805 человек
Forbes 07/2016

Оформите подписку на журнал Forbes.

Подписаться
Закрыть

Сообщение об ошибке

Вы считаете, что в тексте:
есть ошибка? Тогда нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке".

Вы можете также оставить свой комментарий к ошибке, он будет отправлен вместе с сообщением.