Камбэк года: Андрей Рогачев

Почему создатель «Пятерочки» Андрей Рогачев вернулся из Америки в Россию

Forbes продолжает объявлять самых ярких предпринимателей уходящего года в рамках спецпроекта «Бизнесмены года». В номинации «Камбэк года», которой мы отмечаем бизнесменов, вернувшихся в российский бизнес или востановивших утраченные позиции, победил создатель «Пятерочки» Андрей Рогачев. Почему?

Андрей Рогачев (№ 134 в списке Forbes, состояние $0,75 млрд) возвращается в российский бизнес после длительного отсутствия. Андрей РогачевСоздатель девелоперских фирм ЛЭК и «Макромир» и розничных компаний «Пятерочка» и «Карусель» больше двух лет провел во Флориде, изредка появляясь в России, а осенью нынешнего года запустил сразу две торговые сети — «Верный» в Москве и Санкт-Петербурге и Okey-Dokey Grocery Markets в Майами.

Примеров расставания с отечественным бизнесом и отъезда за границу много. Это и Борис Березовский, и Владимир Гусинский, и часть бывших владельцев ЮКОСА, и Михаил Гуцериев, и Евгений Чичваркин… Но истории возвращения да еще и создания нового бизнеса, претендующего стать не менее крупным, чем предыдущий, встречаются крайне редко. Такой пример — Гуцериев, который вернулся и на родину, и в бизнес: в 2007 году под угрозой ареста он продал построенную им «Русснефть» и другие компании, а через три года возвратился из лондонской ссылки и заново отстроил бизнес, продав, правда контроль в нем АФК «Система» (49%) и Сбербанку (2%).

Рогачева никто не гнал. Но что заставляет миллионера возвращаться в страну, из которой бегут капиталы?

«Я гибрид инженера и крестьянина, — объясняет Рогачев. — Инженер знает, как работают механизмы, а крестьянин — как все в мире взаимодействует, рождается и созревает». Четыре проекта он заботливо дорастил до зрелости, но «урожай» получил только с двух. В 1989 году он создал кооператив «Лаборатория экологического контроля» (ЛЭК) по выпуску газоанализаторов. Но спустя три года — с приходом в компанию Павла Андреева — кооператив превратился в крупную строительную компанию. В 2001 году была основана фирма «Макромир», которая построила в Санкт-Петербурге пять торгово-развлекательных центров. Сотрудничество с Андреевым не принесло Рогачеву успеха: к 2011 году активы ЛЭК были выведены в структуры партнера, а банкротившийся «Макромир» предприниматель сам продал за долги. Зато Рогачев оказался удачлив в ритейле: запущенную с тремя партнерами в 1999 году сеть дискаунтеров «Пятерочка» и открывшуюся в 2004 году сеть гипермаркетов «Карусель» он по очереди (в 2006 и 2008 годах) продал сети X5, принадлежавшей «Альфа Групп» Михаила Фридмана. Удачная по формату «Пятерочка» и сейчас приносит X5 больше 65% выручки, но тогда, признается Рогачев, он «созрел» для продажи. Частью за деньги, частью за долю в X5, с акциями которой окончательно расстался в 2010 году, выручив примерно $0,96 млрд.

Теперь этим деньгам нашлось применение. Настало время «выращивать» новые проекты, рассказывает предприниматель. У российской сети дискаунтеров «Верный» и у ее американской «сестры» Okey-Dokey одна материнская компания. Судя по данным голландского регистратора и СПАРК-Интерфакс, и российские управляющие компании сети «Верный», и американская управляющая компания принадлежат финансовому холдингу Agro-Trade International BV, которым владеют Рогачев, бывший финдиректор «Пятерочки» Денис Лепеха и один из основателей «Пятерочки» Игорь Видяев. Лепеха, Видяев и бывший гендиректор «Макромира» Александр Буран руководят американской компанией. Среди акционеров российских фирм — 15 бывших менеджеров X5. В американскую сеть планируется, как пишет местный портал Supermarketnews.com, вложить около $500 млн, в российскую, по сведениям «Коммерсанта», — почти втрое больше. Обе сети должны вырасти за три года до 400 магазинов. Много это или мало?

Когда «Перекресток» сливался с «Пятерочкой», в первом было 140 магазинов, во второй — 750 (из них около 400 — франчайзинговых). И хотя сейчас в X5 около 3500 точек, а у ее главного конкурента «Магнита» — больше 6000, дело не в количестве, а в насыщенности рынка: и в столицах, и в стране в целом сохраняется дефицит магазинов, особенно шаговой доступности. Так что «Верному» есть куда расти. В Штатах, по словам директора по развитию Роя Сартина, компания надеется конкурировать с местными ритейлерами за счет более широкого ассортимента. А еще благодаря современным технологиям. Например, редких для местного рынка электронных ценников, информация на которых будет меняться централизованно (смена ценников отнимает много времени у персонала).

И в России, и в США отмечают близость цветовых решений магазинов Рогачева с «Пятерочкой». Красно-белый стиль поможет предпринимателю продать сеть более крупному игроку. Сам Рогачев не готов предсказывать, когда он «созреет» для продажи новых проектов. «Может быть, это будет секвойя, которая вырастет до неба, — отшучивается он. — Но выращиваю ее не я, а мои коллеги-товарищи».

Читайте далее: спецпроект «Итоги года»

Новости партнеров