Три дня до Олимпиады: как изменился Сочи

Forbes
Илья Жегулев Forbes Contributor, Ксения Докукина Forbes Contributor
фото Reuters
На черноморском курорте привыкли к туристам, но теперь роли хозяев и гостей города серьезно поменялись. Подробности — в репортаже Forbes из олимпийской столицы

Автобусы с олимпийской символикой рассекают по выделенной полосе. Сочинским водителям теперь доступны не все дороги: в городе появился новый знак с олимпийскими кольцами – это значит, что трасса предназначена только для транспорта, обслуживающего Игры. За выезд на нее положен штраф 5000 рублей, в том числе для водителей общественного транспорта. Остальной транспорт для простых смертных почтительно стоит в нескончаемой пробке.

— Долго еще ехать до остановки Южной? — обращается корреспондент Forbes к сидящему рядом парню в униформе Федеральной сетевой компании.

— Я не местный, из Тюменской области, — пожимает плечами энергетик. Только в «Россетях» таких, как он, еще 2000 человек со всей России (плюс 1500 местных сотрудников). С ноября ФСК перешла на усиленный режим работы, бросив инженеров из регионов на контроль олимпийских электросетей — нужно решать проблемы с отключениями электричества, которые продолжали происходить, несмотря на введение в эксплуатацию новой станции. Работать приходится по 12 часов каждый день без выходных, устало жалуется энергетик.

Сидящая рядом с тюменцем женщина тоже не знает про остановку — она из Ростова. Оборачивается неудачей даже попытка уточнить маршрут у водителя. Тот лишь разводит руками и тянется к схеме. Водитель не местный — две недели назад он приехал из Минска на заработки. «А мы все тут, как говорится, понаехали — сочинцы же не работают, а жилье сдают», — рассуждает шофер. Он доволен: график четыре дня через два, жилье и питание предоставляются организаторами, кормят хорошо: «Прям как на курорте». Хотя из-за пробок график сдвигается и работать зачастую приходится до часу-двух ночи, водитель не жалуется. По его словам, парк олимпийских автобусов составляет около 3000 машин.

Сочи подготовился к встрече иностранных гостей. Все остановки объявляются как на русском, так и на английском.

«Next station – Veselaya Village», — слышится в динамике. Услышав это, пожилая пассажирка улыбается и говорит своему спутнику: «Садись, плиз».

В кабину пассажирского автобуса заглядывает англоговорящая женщина с аккредитационной карточкой на шее и интересуется, должна ли она платить за проезд. Минчанин морщится и отрицательно крутит головой, счастливый гость Сочи объявляет группе туристов, что они ничего не должны. «Я ж не понимаю по-ихнему, мне проще забесплатно провести, чем объяснять, что они в обычном городском транспорте», — говорит водитель. Экономических стимулов учить английский у него нет: зарплату платят не ориентируясь на количество пассажиров. Платят по-разному. Белорусам — не больше $1000 в месяц, а жалование заезжим водителям из Петербурга и Москвы доходит до $3000

Зато доход городских бомбил серьезно упал: их возможность заработать на доверчивых туристах, не знающих города, ограничивают украшенные олимпийской символикой автобусы, бесплатно развозящие аккредитованных посетителей игр. Назойливых таксистов от гостей отгоняют волонтеры, которых в Сочи теперь «как китайцев», недоволен местный бомбила. Корреспондента Forbes он был готов довезти от аэропорта до вокзала (расстояние — 1 км) за 700 рублей (официальное такси дороже — около 1000).

«Это еще по-божески: недавно англичанина за 4000 предлагали до Олимпийской деревни добросить», — усмехается волонтер Дмитрий из Краснодара. Он рассказывает, как таксисты пытались штурмом взять один из шлагбаумов, ограждающих подъезд к порту, с криками о том, что они тут давно работают и в конкуренции с городским транспортом не нуждаются. Дошло до драки, вызывали полицию.

О том, что бомбилы до сих пор присутствуют на территории аэропорта, гендиректор «Базэл Аэро» Леонид Сергеев узнал от корреспондента Forbes. По его словам, проблема давно решена совместными усилиями силовиков и сотрудников аэропорта. Во время Олимпиады сам Сергеев, еще в апреле прошлого года переехавший в Сочи из Краснодара, где находится штаб-квартира «Базэл Аэро», занимается другими проблемами: важно вовремя принять все международные рейсы и организовать безупречную логистику.

Менеджеру даже удалось привлечь в Сочи dutyfree-сеть Nuance, которая до того в России была представлена только в Пулково. «У них стиль — как у Apple, на рынке беспошлинной торговли Nuance — как на рынке мобильных телефонов iPhone», — не скрывает гордости Сергеев. Новый терминал блестит, и лишь охраняющие порядок хмурые казаки на выходе в полном обмундировании напоминают, что ты на Кубани. Чтобы у иностранца не сложилось обманчивого впечатления от олимпийской столицы, его с выхода подхватывают волонтеры.

Трудности перевода: при переводе на русский исчезает вежливое "пожалуйста"

Кто они? Волонтер Алексей рассказывает, что приехал абсолютно бесплатно, просто чтобы помочь Олимпиаде. По его словам, бонусов ему не полагалось даже за билет до Сочи. Посещение соревнований волонтерам тоже не всегда гарантировано, но Алексею повезло — он будет работать на Большой ледовой арене.

Живут волонтеры в «Русском доме», построенном «центром передачи технологий строительного комплекса Краснодарского края «Омега». От посягательств террористов и любых неаккредитованных гостей «Русский дом» огородили забором в мелкую сетку, а на входе поставили здоровенных охранников. Корреспонденту Forbes, правда, удалось просочиться через ворота в группе волонтеров. В комплексе есть все атрибуты комсомольской стройки — дискотеки, вечеринки и бесплатное питание. Кормят волонтеров в огромной столовой.

«Работаем за еду и за практику – в институте обещали поставить», — откровенничает Сергей. «Почему же только за еду – а как же костюмы?» — смеется волонтер Галина. Цветастый горнолыжный костюм Bosco после Олимпиады действительно оставят волонтерам. «А стоит он не меньше 30 000», — хвастается Сергей. Олимпиада для него — своего рода веселый комсомольский отпуск, за который можно еще решить проблему практики.

рейтинги forbes
Новости партнеров
Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться