Forbes
$64.75
71.65
DJIA17140.24
NASD4594.50
RTS902.00
ММВБ1854.49
Ольга Проскурнина Ольга Проскурнина
заместитель шеф-редактора Forbes.ru 
Поделиться
0
0

«У Карла Маркса был Фридрих Энгельс — это правильный подход»

«У Карла Маркса был Фридрих Энгельс — это правильный подход»
Виталий Манский (слева) и Андрей Мовчан
Президент «Артдокфеста» Виталий Манский и финансист Андрей Мовчан спорят о том, как привлекать частные деньги в независимый культурный проект в сегодняшней России

В этом году крупнейший российский фестиваль авторского документального кино «Артдокфест» впервые пригласил в жюри человека из бизнеса. Финансисту и руководителю экономической программы московского Центра Карнеги Андрею Мовчану новый опыт понравился. А совместное интервью Манского и Мовчана для Forbes накануне закрытия фестиваля (церемония награждения победителей конкурса состоится 16 декабря) вылилось в настоящую дискуссию о том, почему независимые культурные инициативы вроде того же «Артдокфеста» не получают финансовую поддержку от частного бизнеса, когда попадают в опалу.

— Каждый год  «Артдокфест» фиксирует новые тенденции как документального кино, так и жизни, которая попадает в объектив документалистов. Какие это были тенденции в 2015 году, на ваш взгляд? Что зафиксировано «Артдокфестом»?         

Виталий Манский: Возможность открыто, публично смотреть и обсуждать кино, чувствовать себя в течение девяти дней свободными людьми в свободной стране. Это, пожалуй, главное.

— А если взять программы фестиваля?

Андрей Мовчан: Для меня картины на этом фестивале жестко разделились на две категории:  про человека страдающего и человека делающего. Картин про человека страдающего, как водится в России, было много, это вообще наша традиция. Но, не раскрывая тайну выбора жюри, [скажу, что] мы все-таки выбрали в номинанты картины про людей делающих. В этом смысле мы, может быть, вносим свой маленький вклад в изменение ситуации в стране и обществе.

В. М.: Мне кажется, что  документальные картины, с учетом того что их производство в среднем занимает полгода-год, передают общее  настроение — не среднюю температуру по больнице, а именно ощущение времени. И, на мой взгляд, фильмы этого фестиваля передают какую-то растерянность, начало периода более осторожных высказываний, чего-то более сдержанного. Это не картины наотмашь. В прежние годы такие картины были — с более жестким обращением к зрителю, как, например, «Зима, уходи!» (фильм о российском протестном движении 2011/2012 гг., снятый 10 молодыми режиссерами под руководством Марины Разбежкиной. — Forbes). Общество не то чтобы смирилось, а признало свое временное поражение и начинает с этим как-то соотноситься. Говорю как человек, знающий документальное кино в объеме и развитии —  мне это заметно.

А. М.: Я как дилетант это, наверное, прочитал бы по-другому: то, что мне как раз понравилось в фильмах этого фестиваля, и то, что, наверное, является новым в культуре выражения в российском сообществе, —  это объективность. Большинство фильмов, за редким исключением, были невероятно объективны. Даже там, где совесть, честь, вера и любовь требуют необъективности, они сумели подняться до нейтральной, разумной, где-то даже научной позиции. Это невероятно важный шаг в среде, где противоборствующие стороны неизбежно превращаются в зеркальное отражение друг друга. Он может предотвратить повторение такой ситуации снова и снова в России. Возьмите фильм «Чечен», который абсолютно непредвзято, полностью уходя от предрасположенности режиссера к тому или иному фронту, показывает ситуацию на Украине глазами героя, который сам — плоть от плоти этой ситуации: с ним всю жизнь происходит то же самое, что и со странами, за которые он воюет (главный герой фильма – чеченский ветеран афганской войны, который в момент съемок участвует в войне на Донбассе с украинской стороны. — Forbes). Или картина «Чужая работа» про таджикских гастарбайтеров, которая удерживается от напрашивающегося синдрома сочувствия и позволяет посмотреть на ситуацию, не вдаваясь в сентиментальность  и морализаторство (главный герой фильма намерен стать в России знаменитым актером, а его младший брат — звездой футбола. — Forbes). Есть фильм про семью наркоманов [«Если слепит, открой глаза»], который умудряется обойтись без сожаления и назидания одновременно. И это очень хорошо, что в склонном к морализаторству, в том числе фальшивому, российском обществе появляются такие фильмы.

В. М.:  При этом картины остаются позитивными — в том смысле, что мы видим людей в очень сложном состоянии, но это не упаднические фильмы.

 — Насколько удачен нынешний «Артдокфест» с точки зрения посещаемости?

В. М.: В прошлом году у нас была очень хорошая посещаемость, тогда тоже были аншлаговые сеансы, а в этом году, как мне кажется, зрителей было немного больше — возможно, процентов на 7-10.  Но в прошлом году у нас еще был трудный момент, связанный со сменой площадки: кинотеатр «Художественный» был поставлен на ремонт, и нам еще ударили под дых за короткий срок перед началом фестиваля с обвинениями в антигосударственной деятельности и отказом в финансировании [по линии Министерства культуры]. Все это было несколько форс-мажорно. В этом году мы уже и не подавали бумаг на [государственную] поддержку. Но готовили фестиваль уже в более штатном режиме, и в итоге зритель пошел немного активнее. При этом в «Художественном», который стоит на пересечении трех станций метро, у нас было пять залов (сейчас в «Формуле кино Горизонт» — три зала. — Forbes), и через фестиваль проходило больше зрителей. Мы бы хотели по экономике вернуться к условиям «Художественного», поскольку это городской кинотеатр и цены на билеты можно держать на более низком уровне, чем в коммерческой сети. В этом году ко мне подходили и студенты, и пенсионеры, и я испытывал, конечно, дискомфорт. Подходит, например, женщина, которую я визуально помню, поскольку она ходит на «Артдокфест» многие годы, и говорит: знаете, я купила 12 билетов, отдала за них энную часть своей пенсии и больше просто не могу себе позволить, хотя хочу посмотреть еще [другие фильмы]. Конечно, если бы мы могли иметь господдержку, это позволило бы нам опускать цены на билеты. Сейчас же приходится заниматься совсем не рыночной деятельностью в жестких рыночных условиях.

Страницы12
Поделиться
0
0
Загрузка...

Рассылка Forbes.
Каждую неделю только самое важное и интересное.

Самое читаемое
Рамблер/Новости
Опрос
Что для вас лично является одной из главных актуальных тем современности?
Проголосовало 8130 человек
Forbes 07/2016

Оформите подписку на журнал Forbes.

Подписаться
Закрыть

Сообщение об ошибке

Вы считаете, что в тексте:
есть ошибка? Тогда нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке".

Вы можете также оставить свой комментарий к ошибке, он будет отправлен вместе с сообщением.