Неавторские предложения: концепции развития интеллектуальной собственности не могут найти автора | Компании | Forbes.ru
$58.96
69.35
ММВБ1930.71
BRENT52.89
RTS1027.85
GOLD1284.25

Неавторские предложения: концепции развития интеллектуальной собственности не могут найти автора

читайте также
+17 просмотров за суткиЗвезды on demand: экономика стриминга +21 просмотров за суткиОт Гаррикса до Харриса: 10 самых успешных диджеев мира +38 просмотров за суткиДесятка лучших: лидеры рейтинга звезд шоу-бизнеса и спорта — 2017 +39 просмотров за суткиКапитан команды звезд. Александр Овечкин возглавил рейтинг российских знаменитостей Топ-5 событий этого лета на открытом воздухе +1 просмотров за суткиЕвгений Найдёнов (Ultimate Guitar): «IT меня интересует чуть больше, чем музыка» +4 просмотров за сутки«На мне пока много не заработаешь, получаю всего €8 000 за выход». Оперная прима Ксения Дудникова о карьере в музыкальном театре Боты-пираты, дорогие блокировки и штрафы по IP: что ждет владельцев авторских прав в эпоху стриминга? +1 просмотров за суткиСамые богатые звезды хип-хопа. Рейтинг Forbes Цифровой слух: как «Яндекс» подбирает музыку под ваше настроение До трех лет без права участия: оргкомитет «Евровидения» грозит санкциями России и Украине ФСБ пришла с обысками к производителю алмазов «Алроса» Топ 5 самых ярких музыкальных событий весеннего сезона Золотая дюжина «Золотой маски-2017»: главные женские имена музыкальной сцены «Жизнь поимеет всех»: кто и сколько заработал на имени Курта Кобейна Опять «25»: Адель и другие триумфаторы «Грэмми-2017» +1 просмотров за суткиCамые высокооплачиваемые номинанты «Грэмми-2017» +1 просмотров за суткиТоп-5 музыкальных событий февраля На повтор: 5 музыкальных альбомов января Звук цивилизации: почему музыка уходит в стриминговые сервисы +1 просмотров за суткиМузыка декабря: топ-5 столичных фестивалей и концертов
Компании #музыка 15.03.2016 00:55

Неавторские предложения: концепции развития интеллектуальной собственности не могут найти автора

Глава благотворительного фонда "Федерация" Владимир Киселев, возможно, стал жертвой злого умысла Фото Руслана Шамукова / ТАСС
ФГУП "Госконцерт" открестился от предложений по изменению рынка, ранее разосланных его участникам

14 марта руководители ведущих организаций по коллективному управлению правами — Российского авторского общества (РАО), Российского союза правообладателей (РСП), Всероссийской организации интеллектуальной собственности (ВОИС), а также чиновники Роспатента — обсуждали документ "Концептуальные направления развития сферы интеллектуальной собственности в Российской Федерации» (есть в распоряжении Forbes).

В нем содержатся предложения, касающиеся управления авторскими и смежными правами на коллективной основе, которые были отправлены чиновникам и музыкантам со ссылкой на продюсера и основателя фонда "Федерация" Владимира Киселева. 

Авторы концепции, например, предлагают создать некоммерческую организацию Российский фонд интеллектуальной собственности (РФИС), которую могло бы учредить РАО и ФГУП «Госконцерт» (или Продюсерский центр Владимира Киселева): "Фонд будет выполнять функции банка прав: по приоритетным направлениям государственной политики финансировать создание результатов интеллектуальной деятельности и управлять ими на правах обладателя исключительных прав".

При этом представитель РАО заявил, что в подготовке концепции организация не участвовала. Гендиректор ФГУП "Госконцерт» Сергей Бунин (работал в фонде "Федерация") говорит, что к этому документу не он, не Киселев отношения не имеют. Forbes отправил Бунину копию концепции на электронный адрес, но Бунин перестал отвечать на звонки. Уточнить эту информацию у Владимира Киселева не удалось.

Об интересе к рынку интеллектуальной собственности ранее Бунин рассказывал газете "Ведомости". "Я считаю, что должна быть какая-то структура – и это не «Госконцерт», – которая находилась бы между организациями по коллективному управлению правами и государством. Должен быть какой-то совещательный орган и куда артисты могут прийти", - говорил он, жалуясь на непрозрачность рынка авторских отчислений и качество работы РАО и его руководство. Организация, по его словам, выплачивала немалые отчисления авторам с неизвестными фамилиями в южных регионах России, а ее руководитель якобы купил замок в Шотландии. 

По словам директора РСП Андрея Кричевского, стержневой идеей концепции является легитимизация изъятия средств правообладателей посредством многочисленных фондов, союзов и иных неформальных структур. В концепции говорится, что РАО, РСП и ВОИС могли бы вступить в союз или ассоциацию, который бы контролировался набсоветом, в состав последнего вошли бы представители профильных министерств, правообладатели, продюсеры, деятели культуры.

Союз таких аккредитованных ассоциаций мог бы создать фонд, средства из которого будут направляться на культурные и государственно-общественно значимые проекты. "В первую очередь, патриотические культурные и просветительские проекты", — говорится в документе. 

Второй похожий фонд могла бы создать еще одна новая организация (кто ее создаст в документе не указано), которая бы контролировала отчисления за авторские права в Интернете. Ее название не приводится, но предполагается, что она смогла бы собирать около $1 млрд в год. Ранее с похожей инициативой выступал РСП, который предложил ввести в Гражданский кодекс понятие «глобальная лицензия». Правообладатель, использующий такую лицензию, фактически откажется от защиты объектов своего авторского права в Сети — любой интернет-пользователь сможет безвозмездно использовать соответствующие произведения. Но взамен пользователю предлагалось заплатить около 25 рублей в месяц.

Кричевский отметил, что "этот документ более всего похож на демагогический, наполненный высокопарными утверждениями и псевдоюридическими формулировками прототип бизнес-плана неких специалистов, пытающихся, прикрываясь громкими лозунгами, подмять под себя отрасль".

Кроме того, по словам Кричевского, авторами концепции предпринимаются попытки получить доступ к принадлежащим государству результатам интеллектуальной деятельности, значительная часть пунктов противоречит действующему законодательству, а некоторые напрямую ведут к ущемлению законных интересов авторов, исполнителей и других правообладателей. «Расчет при подготовке и опубликовании такого документа может быть либо на безграмотность правообладателей и материальную заинтересованность лоббистов, либо на наличие прямого выхода на очень высокопоставленных чиновников, от которых можно попытаться добиться необходимой резолюции», - считает Кричевский. 

Тем не менее кадровые предложения разосланной концепции говорят о больших амбициях ее авторов и РФИС. 

Председателем попечительского совета этого фонда предлагается назначить руководителя Администрации президента Сергея Иванова, а оперативное руководство хотят возложить на гендиректора ФГУП «Госконцерт» Сергея Бунина и гендиректора РАО Сергея Федотова.

Продюсер и композитор Виктор Дробыш считает, что деятельность РАО не вызывает доверия из-за коррупционных скандалов, конфликтами сопровождалась сделка ФГУП "Госконцерт" с РМГ: "Две организации, от которых сотрясается весь шоу-бизнес, решили что-то создать. Это же бред". "РАО за последний год была вовлечена в неоднократное количество скандалов и потеряла доверие значительного количества авторов и правообладателей поэтому участие их в любых инициативах по совершенствованию коллективного управления вызывает удивление", — говорит соучредитель Первого музыкального издательства (крупнейший игрок на музыкальном рынке авторских прав) Максим Дмитриев.

Финансировать РФИС предлагается за счет средств бюджета, а также РАО и других аккредитованных организаций. РАО получает отчисления от всех телеканалов, кинотеатров, кафе и общественных заведений, где звучат музыкальные произведения, Российский союз правообладателей собирает платежи с производителей и импортеров бытовой техники в размере 1% от стоимости, а Всероссийская организация интеллектуальной собственности взимает плату в пользу исполнителей и авторов фонограмм. За год все аккредитованные организации собирают порядка 8 млрд рублей.

Гендиректор Национального реестра интеллектуальной собственности, директор творческого объединения «Газгольдер» Николай Дуксин считает, что преследуемые цели концепции не до конца понятны и ее тезисы описаны слишком широко, им не хватает прозрачности и четкости описания схемы взаимодействия. "Если речь идет о том, что авторы по умолчанию должны передать свои права, то это неправильный путь. Я не уверен, что они положительно воспримут такое решение", — говорит Дуксин.  

Концепция, в которой предполагается активное участие ФГУП "Госконцерт" и РАО, появилась на фоне скандальной сделки по покупке ФГУП "Госконцерт" 78% "Русской медиагруппы" (РМГ, в него входят радиостанции "Русское радио", "Хит FM", Maximum, Monte Carlo, DFM и т. д.) у ИФД "Капиталь" Вагита Алекперова и Леонида Федуна.

В период сделки возник конфликт между ФГУП Госконцерт" и группой известных музыкантов и продюсеров (в их числе Иосиф Пригожин, Григорий Лепс, Николай Басков, Игорь Крутой, Максим Фадеев, Виктор Дробыш). Он разразился после того, как Киселев и председатель совета директоров ЗАО "Русская медиагруппа" Ольга Плаксина решили создать патриотический медиахолдинг на основе РМГ. "Это позволит иметь "под рукой" идеологически правильно настроенных кумиров миллионов для задействования их в любых публичных акциях и мероприятиях", - говорилось в совместном письме Плаксиной и Киселева. Наличие конфликта подтверждал и уволившийся гендиректор РМГ Сергей Архипов, который заявил, что Сергей Бунин порекомендовал ему снимать с эфира тех или иных исполнителей. Сам Бунин это заявление опроверг.