Forbes
$63.8
68.18
ММВБ2128.99
BRENT54.50
RTS1050.21
GOLD1177.57
19.08.2013 00:07
Ирина Скрынник Ирина Скрынник
бывший обозреватель Forbes 
Ксения Докукина Ксения Докукина
бывший редактор Forbes Life 
Поделиться
0
0

Богатство звуков: как Валерий Гергиев стал главным музыкантом России

Богатство звуков: как Валерий Гергиев стал главным музыкантом России
фото Corbis/FOTO SA
Благодаря чему маэстро удается зарабатывать миллионы долларов и иметь влиятельных попечителей

Вечером 20 июня 2013 года в новое здание Мариинского театра было не прорваться. У входа выстроилась внушительная очередь, в которой можно было заметить политиков, министров и миллиардеров — Алишера Усманова, Владимира Евтушенкова, Геннадия Тимченко, Михаила Прохорова и др. Аншлаг вызвала вечеринка Sberbank Night в рамках Петербургского экономического форума. После того как гости расселись по местам, на сцену вышли два организатора вечера — глава Сбербанка Герман Греф и Валерий Гергиев.

Маэстро торжествовал, демонстрируя важным гостям акустику новой сцены Мариинки. Стоя на краю сцены и чуть наклонив голову, он наслаждался звуком скрипки; после увертюры из «Лоэнгрина» гостей ждал сюрприз: «Мы решили пригласить вас за кулисы» — и дорогие гости двинулись к столам, накрытым прямо на сцене.

Почитатели таланта Гергиева не скупятся на эпитеты, чаще всего это производные от слова «гений». «Гергиев — гениальный дирижер, гениальный учитель, гениальный руководитель — одним словом, Маэстро», — эмоционально характеризует его в разговоре с Forbes один из попечителей Мариинского театра. «Гергиев — человек феноменальной работоспособности», — восхищается им первый заместитель президента — председателя правления ВТБ Василий Титов (банк сотрудничает с театром почти 15 лет). В год Гергиев дает больше 200 концертов, во время знаменитых фестивалей — Пасхального и «Звезды белых ночей» — по два, а то и по три в день. Почти половина выступлений проходит за границей. О такой продуктивности эстрадные артисты могут только мечтать. Как и о таких гонорарах. По подсчетам Forbes, годовой доход от концертной деятельности одного из самых востребованных в мире дирижеров составляет $16,5 млн. Как показало исследование «Глобальные русские», которое Forbes проводил в 2011 году, Гергиев входит в число самых известных в мире российских музыкантов. Он генеральный директор и художественный руководитель Мариинского театра, одного из самых известных художественных брендов России. Как маэстро удается одновременно зарабатывать такие деньги и управлять театром? 

Мультиплекс талантов

Валерий Гергиев появился в Кировском театре оперы и балета (так назывался тогда Мариинский театр) в 1977 году. Выиграв престижный международный конкурс дирижеров им. Караяна, Гергиев получил личное предложение от худрука и главного дирижера театра Юрия Темирканова стать его ассистентом. Уже в 1978-м он впервые дирижировал оркестром Кировского — это была головокружительная карьера. На этой должности Гергиев продержался недолго. Он предпочел роли «второй скрипки» в Мариинке роль «первой» в менее именитых театрах: в 1981–1985 годах он возглавлял Государственный симфонический оркестр Армении. Но когда в 1988-м Темирканов возвратился в Ленинградскую филармонию, коллектив Кировского театра избрал Гергиева главным дирижером.

«В 1984-м я стал выступать в так называемых западных странах, — вспоминал Гергиев в интервью «Известиям». — Уже с 1988–1989 годов я почти не обращал внимания на проблемы хлеба, и даже хлеба с маслом, и даже с маслом и икрой — потому что возглавил Кировский театр. Это была без преувеличения самая высокооплачиваемая должность в СССР. Если вы главный дирижер Кировского или Большого, вы получали 900 рублей, а если еще и руководитель художественного совета — я был им с первого года, то 1200 рублей. Вот тогда меня надо было включать в список Forbes. Потому что в огромной, в самой большой стране в мире никто таких денег не получал».

Став худруком театра, Гергиев сразу показал уровень амбиций. Глобализация, «звездность», новаторство — следуя этому девизу, Гергиев отменил многие спектакли Темирканова, кардинально обновил репертуар. Грандиозной удачей маэстро, принесшей ему мировую славу, стал неизвестный Западу Сергей Прокофьев, с «Огненным ангелом» которого Гергиев устроил турне по Европе в начале 1990-х. «То выступление потрясло Европу», — рассказывает театральный критик Евгений Пономарев. О Гергиеве-худруке заговорили в мире. Его учитель, профессор Илья Мусин рассказал в одном из интервью: «Мне кажется, не было еще такого дирижера. Не только среди моих учеников. Вообще не было. Ведь Валерик не живет — дирижирует».

Гергиев первым осознал важность совместных проектов с иностранными партнерами. Он предоставил Западу сцену Мариинки, а Мариинке — возможность выступать на ведущих западных площадках. В 1992-м Гергиев дирижировал в Метрополитен-опере, через несколько месяцев уже на сцене Мариинки дебютировал Пласидо Доминго. В 1997-м маэстро стал главным приглашенным дирижером Метрополитен-оперы, а год спустя Мариинка гастролировала в Нью-Йорке. А еще совместные выступления с театрами Карло Феличе, Ла Скала, «Шатле», Оперой Сан-Франциско... С 1995 года маэстро был главным приглашенным дирижером Роттердамского филармонического оркестра. Тогда же Musical America, авторитетный музыкальный справочник, провозгласил Гергиева музыкантом года. Пять лет, до 2002 года, маэстро был главным приглашенным дирижером Метрополитен-оперы — такую должность создали впервые в истории этого театра. По сути, Гергиев использовал свою славу и имя для продвижения Мариинки, встраивания классического и немного консервативного театра в мировой мейнстрим.

Уже тогда Гергиев проявил жесткость и неуступчивость. Из театра уходили многие звезды, несогласные с его политикой. В их числе певица Любовь Казарновская, режиссер-постановщик Юрий Александров, основатель Академии молодых певцов Мариинского театра Константин Плужников. Им на смену приходили артисты, готовые работать по новым правилам, часто на износ. Современные классические виды искусства стремительно коммерциализировались, и Гергиев понял, насколько важны для продвижения театра имена исполнителей. В 1990-е Мариинка превратилась в настоящую фабрику мировых звезд. Ее самая яркая выпускница — Анна Нетребко, первая из оперных певиц попавшая в список «Самых влиятельных людей мира» журнала Time. В период гергиевской «перестройки» в Петербурге возрождается не только опера, но и балет: здесь дебютировали и выросли Светлана Захарова, Диана Вишнева, Ульяна Лопаткина. Как пишет театральный критик Дмитрий Ренанский, «на рубеже веков под началом Гергиева Мариинский превратился в грандиозный театральный мультиплекс, работающий если не на износ, то точно на пределе своих возможностей».

Гергиев фактически вытащил Мариинку в голодные 1990-е, когда государство обеспечивало ей только 20% «прожиточного минимума». Спасала все та же бешеная работоспособность, которая так пугает и восхищает в маэстро: чтобы сводить концы с концами, театр очень много гастролировал, рассказывает Пономарев. Именно благодаря именитому дирижеру театр дожил до новых времен. В начале 2000-х ситуация изменилась «не в последнюю очередь потому, что к руководству страной пришел молодой энергичный президент и правительство», признавал Гергиев в интервью «Российской газете» в декабре 2012 года. К тому моменту Гергиев был одним из самых уважаемых людей в Петербурге. Свои связи он коммерциализировал на пользу театру и себе.

Сила влияния

«Валерий Абисалович — культурная составная «питерских», а Мариинский — проекция сложившейся общеполитической ситуации в стране», — говорит топ-менеджер одной из компаний, входящих в попечительский совет театра. Маэстро связывают давние дружеские отношения с влиятельными персонами: Германом Грефом, Алексеем Кудриным, Владимиром Путиным. Карьерный рост петербургских чиновников резко расширил возможности административной и финансовой поддержки Мариинского театра.

Гергиев знаком с Кудриным еще со времен работы последнего в мэрии Санкт-Петербурга (до 1996 года Кудрин возглавлял Комитет экономики и финансов). Тогда же Гергиев познакомился с Грефом, который трудился там же. Знакомый обоих уверяет, что сначала они общались исключительно по рабочим моментам: «Потом, как это обычно бывает, отношения переросли в дружеские». «С маэстро Валерием Гергиевым мы давно дружим семьями, — подтверждает Кудрин. — В 1990–1996 годах, когда я работал в мэрии, помогал театру, любил ходить на спектакли. Когда стал работать в Минфине России, то снова помогал театру».

В начале 2000-х Греф и Кудрин по приглашению Гергиева стали сопредседателями его благотворительного фонда. Они его ближайшие соратники, через них он решает свои вопросы, уверяет собеседник Forbes. В фонде, по собственному признанию, Кудрин отвечает за работу с попечителями и следит за госфинансированием. Он говорит, что для помощи театру ему приходилось применять и административный ресурс. В день открытия новой сцены Мариинки 2 мая 2013 года Кудрин объявил, что театр в этом году дополнительно получит $25 млн «на содержание новой сцены». Слова общественного деятеля Кудрина официально подтвердил Минфин — по данным ведомства, сумма дополнительных госдотаций составит 800 млн рублей.

Оказаться в числе попечителей театра не только почетно, но и полезно. По словам Кудрина, «обычно раз в год» с попечителями Фонда Гергиева (в том числе иностранными) встречается Владимир Путин. 

Деньги попечителей очень важны для Мариинки. Театр ежегодно получал от государства около 2,5 млрд рублей. Для сравнения: Большой театр — на 60% больше, к тому же финансирование Большого прописано отдельной строкой в бюджете, а размер субсидий Мариинке определяет Минкультуры. По данным сайта Mariinsky.ru, в число его спонсоров входит 17 компаний, крупнейшие из которых ВТБ и Сбербанк, а также частные «Ренова», «Северсталь», МДМ-банк, Total и многие другие. На деле их больше. Например, из-за принятия антитабачного закона из спонсоров в анонимные жертвователи перешла табачная корпорация JTI, перечисляющая на все проекты Мариинки порядка $1 млн ежегодно уже более 10 лет. Согласно расчетам Forbes, основанным на данных нескольких компаний-спонсоров Мариинского театра, ежегодный объем поступлений составляет не менее 250 млн рублей. 

Интересная деталь: те же самые компании-спонсоры числятся попечителями благотворительного фонда Валерия Гергиева, размер которого официально не разглашается. По данным Минюста, в 2012 году фактические расходы фонда составили 142 млн рублей. Как формируются средства фонда? Один из знакомых Гергиева рассказывает, что некоторые физлица жертвуют крупные суммы, около $1 млн. В свою очередь, топ-менеджер компании, спонсирующей Мариинку, говорит, что поддерживает театр на $2 млн в год, не делая разницы между фондом и театром. Кудрин называет диапазон пожертвований от $300 000 до $1 млн. В качестве примера он приводит мецената, японку Йоко Ческина, которая ежегодно на протяжении многих лет выделяет театру и фонду более $1 млн личных средств. 

По его словам, в попечительский совет Фонда Гергиева входит около 40 человек. В их числе Геннадий Тимченко, Алишер Усманов, другие известные чиновники и бизнесмены. При среднем взносе $650 000 с человека получается около $26 млн в год. Кандидатуру каждого жертвователя маэстро утверждает лично.

На что идут эти деньги? По словам двух попечителей фонда, «друзья театра» участвовали в организации гастролей за рубежом, помогали собрать коллекцию уникальных музыкальных инструментов, создать собственную звукозаписывающую студию и лейбл «Мариинский».

Другая существенная статья расходов — строительство концертного зала Мариинка-3 на месте сгоревших в сентябре 2003 года художественно-декорационных мастерских. Его акустику проектировал Ясухиса Тойота из Nagata Acoustics — знаменитый специалист по звуку. На строительство зала потребовалось почти 1 млрд рублей (две трети суммы — деньги попечителей фонда) и меньше года.

Деньги спонсоров идут и на фестивали, главные из них — «Звезды белых ночей» и Московский пасхальный фестиваль (МПФ). Юридическая форма оператора первого — автономная некоммерческая организация, второго — ЗАО. По данным СПАРК, в 2012 году структуры выиграли госзаказы на 28,2 млн рублей и 65,9 млн рублей соответственно. Хотя с этого года организация и проведение МПФ на выделяемые Минкультуры 50 млн рублей осуществлялись через Фонд Гергиева, а не ЗАО «МПФ», как прежде. 

Как устроена финансовая кухня этих структур? Зачем они вообще нужны? Фонд не публикует на своем сайте финансовую отчетность. Однако подробности неожиданно всплыли в ходе скандального уголовного дела. 

Страницы12
Поделиться
0
0
Загрузка...

Рассылка Forbes.
Каждую неделю только самое важное и интересное.

Самое читаемое
Forbes 12/2016

Оформите подписку на журнал Forbes.

Подписаться
Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться
Закрыть

Сообщение об ошибке

Вы считаете, что в тексте:
есть ошибка? Тогда нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке".

Вы можете также оставить свой комментарий к ошибке, он будет отправлен вместе с сообщением.