Любить ковбоя

Почему команда из американского футбола, которая 20 лет ничего не выигрывала, стоит больше «Реала» и «Барселоны»

Текст

••

Андрей Вашкевич

В 2016-м ежегодный рейтинг Forbes самых дорогих спортивных клубов мира впервые с 2010 года возглавила команда не из европейского футбола, а из американского — «Даллас Ковбойз». И это удивительно. Во-первых, в отличие мадридского «Реала» или «Барселоны» Месси и Неймара, «Даллас» не является глобальной франшизой — его рынок ограничен США. Во-вторых, в этом году исполняется 20 лет последнему участию техасцев в Супербоуле — главном матче американского футбола. И тем не менее эксперты Forbes оценили «Даллас» в рекордные $4 млрд — объясняем, почему.

Фото USA Today Sports / Reuters

«Ковбои» не играли в главном матче сезона – Супербоуле – уже 20 лет, но это не мешает клубу зарабатывать больше $250 млн в год

НФЛяция

Когда нынешний владелец «Даллас Ковбойз» Джерри Джонс покупал команду у Эйч-Ар Брайта за $140 млн, это казалось глупой переплатой и выглядело как желание нефтегазокороля (сейчас Джонс 270-й в списке миллиардеров Forbes с $5 млрд, основной бизнес — компания Blue Star по поиску месторождений нефти и газа) попробовать себя в NFL Coach, просто в 1989-м этой компьютерной игры еще не существовало.

Но Джонс видел в команде НФЛ огромный потенциал. И неслучайно вкладывал деньги в самую раскрученную команду лиги. Инвестиция оказалась удачнее, чем разработка нефтескважин.

Сегодня «Даллас Ковбойз» оцениваются Forbes в невероятные $4 млрд. Конечно, таких денег за франшизу пока никто не давал. Но продаются другие команды. И эти сделки косвенно свидетельствуют, что если Forbes и ошибается, то в меньшую сторону.

Например, в 2014 году журнал оценивал «Баффало Биллз» в $0,935 млрд. Однако бизнесмен Терри Пегьюла выложил за один из самых малопривлекательных клубов лиги $1,4 млрд. Если исходить из этого, то за «ковбоев» дадут и все $5 млрд.

Переоценка активов на рынке исходя из состоявшихся сделок — один из факторов, благодаря которым ориентировочная стоимость «ковбоев» подскочила в 2015 и 2016 годах.

Фото Ronald Martinez/Getty Images

Менеджмент «Далласа» построил вокруг команды бизнес, доходность которого практически не зависит от спортивных результатов: зрители приходят на стадион не ради побед, а ради шоу – оно гарантировано

Однако еще важнее финансовые показатели «Даллас Ковбойз» и Лиги в целом. За последние пять лет НФЛ (Национальная футбольная лига) утвердилась в статусе самой здоровой в финансовом плане лиги мира со средней стоимостью франшизы в $2 млрд. Причем даже аутсайдеры способны генерировать доходы.

В традиционном списке Forbes в прошлом году цены на команды выросли от 19% («Вашингтон Редскинз») до 69% («Сан-Франциско Форти Найнерс», построивший новый суперстадион).

Природа успеха проста: дикая популярность лиги. Даже при том, что зарплаты игроков велики, они не растут так же быстро, как спрос на телекартинку, билеты и атрибутику.

Потолок зарплат для команды НФЛ в 2016-м равняется $155,27 млн. Это на $12 млн выше, чем в прошлом году. Но при этом только выплаты от общенациональных ТВ-сделок принесли клубам порядка $6 млрд за сезон. Эта сумма по правилам лиги поровну делится на все 32 команды. В итоге — $187,7 на клуб. Телевизионных денег командам вполне хватает, чтобы оплачивать самое дорогое — игроков. Телевыплаты увеличились за последние 10 лет на 56%. С ними растет и стоимость клубов для потенциальных покупателей.

За прошлый год абсолютно все команды лиги получили операционную прибыль (большинство клубов английский футбольной премьер-лиги или испанской примеры о таком могут лишь мечтать).

Фото AP Photo/Ryan Kang

Зарплата игроков съедает почти $154 млн бюджета «Далласа» (четверо футболистов получают больше $10 млн за сезон), но коммерчески успешный клуб может позволить себе такие траты

На последнем месте в таблице операционных прибылей НФЛ-2015 — «Атланта Фолконс» с неплохими по меркам европейского футбола цифрами — $25,4 млн. У лидеров — «Даллас Ковбойз» — просто невероятные $270 млн! А общий оборот клуба за 2015-й год составил $620 млн.

Для сравнения: у «Реала», самого богатого из европейских клубов, — $694 млн, но операционная прибыль — всего $162 млн. Неудивительно, что далласцы в списке Forbes взобрались на первое место. Можно долго спорить, чей бренд более узнаваем в мире, но с точки зрения бизнес-модели «ковбои» дают «Реалу» фору более чем в $100 млн! Отсюда и разница в оценке — мадридская команда котируется на уровне $3,6 млрд. «Барселона» — $3,5 млрд.

Ближе всех из европейцев к космическим цифрам далласцев по операционной прибыли подобрался «Манчестер Юнайтед». Но это «только» $190 млн. При этом у «Челси» в минувшем сезоне операционная прибыль — $25 млн (на уровне худшего показателя НФЛ). У миланского «Интера» — $6 млн, у «Пари Сен-Жермен» — $1 млн. «Рома» — в операционном минусе на $19 млн, а «Милан» — на все $29 млн.

Впрочем, это объясняет лишь то, почему средняя стоимость команды НФЛ — $2 млрд, а лидеров европейских футбольных чемпионатов — $1,4 млрд. Но почему из всех команд НФЛ самую грандиозную прибыль имеют не недавние победители Супербоула, а команда, последний раз игравшая в главном матче сезона в 1996-м? За ответами придется вернуться в прошлое.

СТОИМОСТЬ «ДАЛЛАС КОВБОЙЗ»

$1,65 млрд

$1,81 млрд

$1,85 млрд

$2,1 млрд

$2,3 млрд

$3,2 млрд

$4 млрд

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Источник: оценка Forbes

ОПЕРАЦИОННАЯ ПРИБЫЛЬ «ДАЛЛАС КОВБОЙЗ»

$143,3 млн

$119 млн

$226,7 млн

$250 млн

$245,7 млн

$270 млн

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Источник: оценка Forbes

ДОХОДЫ «ДАЛЛАС КОВБОЙЗ»

$420 млн

$406 млн

$500 млн

$539 млн

$560 млн

$620 млн

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Источник: оценка Forbes

САМЫЕ ДОРОГИЕ СПОРТИВНЫЕ КЛУБЫ FORBES

(ОЦЕНОЧНАЯ СТОИМОСТЬ И ОПЕРАЦИОННАЯ ПРИБЫЛЬ)

Текс-стиль

С момента появления в 1960-м создатели «Даллас Ковбойз» решили, что клуб будет особенным. Первый генеральный менеджер Текс Шрэмм изначально концентрировался не только на спортивных результатах, но и на маркетинге.

Он определил простую цель: любой, кто включает матч «ковбоев» по телевизору, должен с первых секунд понимать, что смотрит трансляцию именно из Далласа. Спутать действительно было трудно. Это Шрэмм придумал вешать на ворота флажки, указывающие направление ветра. «Ковбойз» внедрили дополнительную разметку на поле на 20 и 50 ярдах. Тот же Шрэмм настаивал на повторах и микрофонах для судей, в которые они могли бы объяснять свои решения публике.

Фото REUTERS

Чтобы попасть в группу поддержки «Ковбоев», девушки (18+) участвуют в многоэтапном конкурсе, сдают экзамен на знание истории клуба, НФЛ и танцевальной терминологии, собеседуются с руководством и проходят подготовку в тренировочном лагере

Текс превратил чирилидинг в элемент спортивного шоу — в современном виде они появились именно на стадионе «Даллас Ковбойз». Поначалу это были смешанные самодеятельные коллективы, которые показывали акробатические номера в перерывах. Но в 1967-м Текс отметил, как трибуны отреагировали на появление у поля местной стриптизерши с порциями сладкой ваты в руках. Одета она была соответствующе: короткие шорты, ковбойские сапоги и подчеркивающий грудь топ. Разумеется, все взгляды устремились на эффектную даму, и со старой группой чирлидеров было покончено.

Новая стала не просто приходящим коллективом, а частью клуба. Туда набрали самых красивых барышень из местных университетов и колледжей. Им пошили костюмы и наняли хореографа. Теперь это были не просто «морские фигуры», а гремучая смесь акробатики и танца, причем с упором на танец. О группе поддержки «Даллас Ковбойз» начали писать все, вплоть до Esquire, они стали появляться на ТВ. «В НФЛ есть две очень популярные команды — «ковбои» и чирлиндерши «ковбоев». Непонятно только, кто из них все-таки популярнее», — эти шутки актуальны сих пор.

Остальные команды НФЛ постепенно перенимали опыт. «Делают, как в Далласе», — понимающие кивала публика.

70-е стали успешными для команды и в спортивном плане. «Ковбои» дважды выиграли Супербоул и еще трижды уступили в решающем матче. По всей стране у команды появлялось все больше поклонников. America's Team — прозвище прилипло к «ковбоям» после официального фильма НФЛ о сезоне-1978. Тогда в Супербоуле далласцы обыграли «Денвер Бронкоз», завоевав свой второй титул в истории. «Они появляются на телеэкране настолько часто, что их лица знакомы зрителям так же хорошо, как лица президентов и кинозвезд. Они — «Даллас Ковбойз», команда Америки!» — голос за кадром впечатывал образ в сознание болельщиков.

Джерриволюция

Покупка «Ковбоев» Джерри Джонсом в 1989-м возмутила болельщиков. Новый владелец уволил легенду клуба Шрэмма, назначив генменеджером самого себя! Пошел вон и главный тренер Том Лэндри, руководившей командой с момента основания в 1960-м.

Поднялся страшный шум, но Джерри Джонс был крупным специалистом именно по такому шуму. О «ковбоях» разговаривали домохозяйки, птицы на деревьях и бытовые приборы. Маркетинговая революция имени Шрэмма оказалась лишь разогревом перед переворотом от Джерри.

Фото AP/TASS

Владелец «Ковбоев» миллиардер Джерри Джонс – самый узнаваемый менеджер в американском футболе: он очень любит поговорить

У него было свое видение, как развивать бренд. В эпоху без потолка зарплат Джонс собрал фантастическую команду, которая еще трижды в течение четырех лет выиграла Супербоул. Вокруг клуба началась настоящая истерия, но Джерри понимал, что общественное внимание — его главный актив.

Следующим шагом, сделавшим «Ковбойз» еще более особенным клубом, стал отказ от коллективной сделки лиги по атрибутике и спонсорам. «Мы будем распоряжаться своим брендом сами!» — заявил Джерри. Лига пыталась воспротивиться: играете в НФЛ — соблюдайте наши порядки. Порядки были социалистическими: делаем вместе, все делим поровну, права на бренд полностью передаются лиге. “Никогда!" — заявили "ковбои".

Дело «NATIONAL FOOTBALL LEAGUE PROPERTIES, INC. против DALLAS COWBOYS FOOTBALL CLUB, LTD., Texas Stadium Corporation, and Jerral W. Jones», рассмотренное в нью-йоркском районном суде, вновь наделало шуму. «Ковбои», крошившие всех на поле, не проиграли и там! А встречный иск команды против НФЛ вынудил функционеров сдаться.

Джерри все просчитал правильно. «Команда Америки» с тех пор продала огромное количество атрибутики и подписала выгоднейшие спонсорские контракты.

Постройка суперарены AT&T (на 80 тысяч зрителей) в 2009-м еще раз напомнила: есть «Даллас Ковбойз» — и есть все остальные. Раздвижная крыша, учтенный в книге рекордов Гиннесса самый большой HD-экран (размер — больше, чем баскетбольная площадка), уйма спортивных и музыкальных мероприятий, произведения 18 известных современных художников.

Фото AP/TASS

На новый стадион «Даллас» в 2009-м потратил $1,3 млрд, в том числе и на суперэкран – размером больше баскетбольной площадки

«Ковбои» первыми в НФЛ открыли на своей арене магазин нижнего белья и женской одежды PINK (одного из брендов Victoria's Secret). Пиар-выхлоп был велик, но затевался аутлет не для этого: по статистике 44% болельщиков лиги — женщины. Так что и в этом решении была железная логика.

Фото Getty Images

«Даллас» первым в лиге открыл на своей арене магазин женского белья и одежды популярного бренда Pink

Брендом стал уже и сам Джерри Джонс. Он безусловно самый узнаваемый и самый ненавидимый генменеджер и владелец клуба НФЛ. Джерри обожает появляться в телевизоре и раздавать интервью. И это тоже работает на популярность «Команды Америки».

«Если какой-то игрок попадает в полицию, и если он провел хотя бы одну игру за «Даллас Ковбойз», то остальные команды и не вспомнят. Он будет проходить во всех новостях как экс-«ковбой», — подмечает журналист Том Райл.

Джонс пока не доказал, что может привести команду к титулу в эпоху жесткого потолка зарплат, но это не мешает ему зарабатывать огромные деньги.

«Команда Америки» — классический пример из серии «famous for being famous». Теперь о ней твердят на всех углах еще и как о самой дорогой франшизе мира. Компаниям, продвигающим свои товары и услуги через спорт, и телевизионщикам, следящим за рейтингами, именно это и нужно.

$4 млрд — астрономическая сумма. Но с ней можно согласиться. Эксперты Forbes дают такую разбивку: в $1,535 млрд оцениваются права на владение спортивными активы команды. $1,046 млрд — права на управление потенциалом «ковбоев» на местном и национальном рынках. $1,022 млрд — часть потенциальной стоимости, связанная с эксплуатацией арены AT&T (она принадлежит городским властям). Еще в $497 млн оценивается бренд.

И для этого «Даллас Ковбойз» даже не пришлось хорошо играть! Ничего спортивного, только бизнес.

Поделиться:

© АО «АС РУС МЕДИА», 2016.

Все права защищены.