Преданность, одержимость и толерантность Берлинале

Мария Оленева Forbes Contributor
Витторио и Паоло Тавиани фото REUTERS 2012
О чем говорят официальные итоги Берлинского кинофестиваля

Берлинский кинофестиваль поражает обширной географией фильмов-участников. На различных смотрах и конкурсах — более 400 фильмов из 100 с лишним стран, на кинорынке — 1300 фильмов более чем из 150 стран, а количество зрителей перевалило за треть миллиона. Подводя итоги десятидневного киномарафона, директор фестиваля Дитер Косслик сказал, что главной задачей фестиваля он бы назвал попытку показать как можно больше различных национальных культур и традиции, каждая из которых имеет свои жизненные проблемы и свои уникальные способы их разрешения. А главным критерием отбора на нынешний фестиваль Косслик считает «преданность и одержимость». Преданность киноискусству и одержимость идеей, которая воплощается на экране. И абсолютно справедливо «Золотого медведя» увозят в Италию ветераны кино — братья Паоло и Витторио Тавиани, снявшие «Смерть Цезарю!» («Цезарь должен умереть»). На пресс-конференции братья сказали, что они снимают только то и о том, что их поражает и глубоко затрагивает эмоционально, о чем они могут сказать что-то новое. Видимо, это заметило и экуменическое жюри, удостоившее фильм своего приза.

Уже купленный для российского проката датский фильм «Королевский роман» режиссера и сценариста Николая Арселя получил двух «Серебряных медведей» — за лучший сценарий и за лучшее исполнение мужской роли. Эта драма повествует о реальных событиях датской истории: дружбе полубезумного короля Кристиана VII (Миккель Боэ Фольсгаард, признанный лучшим актером) и немецкого доктора Иоганна Фридриха Струэнзе (Мадс Миккельсен), который из личного врача короля постепенно превращается в его полноценного заместителя в государственных делах. История политическая тесно переплетается с историей страстного романа между королевой Каролиной-Матильдой (Алисия Викандер) и доктором. Сторонник идей Просвещения, доктор Струэнзе, пользуясь неадекватностью короля и своим влиянием, умудрился провести в Дании целый ряд важнейших реформ, хотя и окончил жизнь на плахе.

«Серебряного медведя» за лучшее исполнение женской роли впервые в истории крупных фестивалей получила африканская актриса Рейчел Мванза. Фильм режиссера Ким Нгуйена «Ведьма войны» (Канада) снимался в Конго, долгие годы охваченном гражданской войной. Картина рассказывает жуткую и невероятно сложную историю деревенской девчонки, захваченной повстанцами во время рейда на ее родную деревню. На пресс-конференции четырнадцатилетняя Рейчел Мванза, которую режиссер буквально нашел на улице, сказала, что собирается продолжать карьеру актрисы, так как это единственный шанс вырваться из ужаса постоянных военных конфликтов, нищеты и страданий.

Два приза фестиваля уезжают в Португалию. «Золотой медведь» за лучший короткометражный фильм достался молодому режиссеру Жоао Салавизе, а специальный приз Альфреда Бауэра за инновации в кинематографе — невероятно поэтической и изысканной черно-белой ленте «Табу» (эта картина получила и приз международного жюри кинокритиков ФИПРЕССИ). Режиссер «Табу» Мигель Гомес при этом пошутил, что он старался сделать старомодный фильм — артхаусная лента большей частью снята на 16-миллиметровую камеру, в стилистике немого кино, с нечастым и умелым введением звука, — а получает инновационную премию. Оба режиссера дружно заявили, что посвятят свои награды правительству Португалии, если оно наконец начнет поддерживать национальный кинематограф, который вот уже 12 лет переживает финансовый кризис.

«Серебряного медведя» за режиссуру удостоена «Барбара» — прекрасно снятая и сыгранная психологическая драма времен холодной войны. Ее автор, молодой немецкий режиссер Кристиан Петцольд получил также традиционный приз читательского жюри газеты «Берлинер Моргенпост».

А Гран-при жюри Берлинского кинофестиваля второй раз подряд получает венгерский фильм. В прошлом году обладателем приза стал выдающийся венгерский режиссер, мастер артхауза Бэла Тар, а в этом — лента молодого режиссера Бенса Флигауфа «Всего лишь ветер». Ей же достался и приз «Эмнести интернешнл», что неудивительно: картина повествует о жизни изгоев современного венгерского общества — небольшой этнической группы романи, которую все считают цыганами и которая подвергается жестоким преследованиям вплоть до уничтожения.

Политизированность Берлинале, в отличие от прежних лет, уже не раздражает: наверное, для всех уже очевидно, что мир захватывает новая волна классовой борьбы, что возрождаются старые стереотипы ненависти и нетерпимости ко всему иному. Дитер Косслик считает, что искусство должно бороться с этим процессом. И совершенно понятно, почему режиссерский дебют Анджелины Джоли, снявшей «Край крови и меда», состоялся именно здесь и именно в начале фестиваля. Война в Боснии — слишком яркое свидетельство того, к чему приводит возрождение старых стереотипов нетерпимости.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться