К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Что нужно объяснить про деньги ребенку, которому еще нет четырех

фото Fotobank / Getty Images
фото Fotobank / Getty Images
Выбор, ценность, умение ждать — это может понять даже совсем маленький

Продвинутые родители любят ссылаться на книжку одного из основателей Sony Масару Ибуки «После трех уже поздно». Впервые изданная в в 1971 году, эта небольшая книга — редкий зверь, на которого охотятся все издатели: не просто бестселлер, а лонгселлер. Мы с женой тоже ее читали и радовались минималистичной, типично японской подаче всяких умных мыслей о раннем развитии. Но слово «деньги» в книге почти не встречается: только в контексте затрат родителей на обучение ребенка.

Это, наверное, неудивительно. В японской традиции самураю было не к лицу думать о деньгах и заниматься хозяйством в любом виде. Но самураи повывелись уже и в Японии, а у нас их и подавно не сыщешь. Можно ли приписать к библии раннего развития главу про раннее финансовое образование? В каком возрасте можно начинать объяснять ребенку про деньги?

В одной из предыдущих колонок я уже упоминал американскую финансовую корпорацию PNC. У меня нет никакого желания продвигать этот бренд; просто компания много лет целенаправленно тратит деньги на раннее развитие финансовой грамотности, видимо, считая, что таким образом готовит себе будущих клиентов. В этом году PNC сделала совместный проект с «Улицей Сезам» — для совсем маленьких детишек. Интересующиеся могут скачать материалы с сайта проекта, который называется «Для меня, для тебя, на потом», но если у вас аллергия на чертовых маппетов, как у меня, лучше просто примерить на свою семью общие принципы.

 

Малышу от двух до четырех лет — целевой аудитории «Улицы Сезам» — предлагается объяснить три основные концепции:

1)   Выбор.

 

2)   Ценность.

3)   Как тратить, копить и делиться.

Вот вы, когда собираетесь одеть малыша, даете ему выбрать из нескольких пар штанов или нескольких кофточек? А спрашиваете, почему он выбрал то, что выбрал? Ну, или перед тем, как его кормить, предлагаете на выбор несколько разных плошек? Некоторые мои знакомые родители интуитивно предоставляют ребенку альтернативы почти в любой ситуации, — так у него прибавляется положительных эмоций, и он с большей охотой делает то, чего от него хотят. Но не все обсуждают с детьми критерии: например, эту кофточку с блестками, как у принцессы, сегодня лучше не надевать, потому что она слишком теплая, хотя, наверное, она наряднее вот той, в цветочек.

 

Какое отношение это имеет к финансовому образованию? Самое прямое. Как раз в возрасте от двух до пяти закладывается принцип, по которому человек тратит деньги. Либо он обдумывает свой выбор и старается отличить то, что ему нужно, от того, чего ему просто хочется, либо он будет всю жизнь принимать импульсивные решения и набивать свой дом вещами, которые все время хочется выбросить, но не хватает духу. Если вы таскаете ребенка с собой в супермаркет, там вообще здорово практиковаться в выборе; не стыдно и не рано объяснить про скидки и распродажи, а заодно про то, что дешевизна сама по себе — плохая причина что-то покупать. То, что деньги — один из критериев, но именно что один из многих, тоже запоминается раз и навсегда в двух-пятилетнем возрасте.

Разговор про ценности может начинать в то же время. Маленький ребенок вполне в состоянии понять, что его семья и друзья — ценнее денег. Ваш ребенок уже спрашивал, сколько он стоит? Еще нет? Обязательно спросит, и тут лучше не называть сумму, даже головокружительно большую.

А раз семья — это такая важная штука, в нее нужно вкладывать усилия, например, помогать с какими-то домашними делами. Создатели проекта «Для тебя, для меня, на потом» считают, что совсем не рано объяснять то, что некоторым становится понятно только годам к сорока: работа — не только для денег, но и чтобы радоваться и гордиться, что сделал что-то полезное и порадовал людей, которых ценишь. Место денег в иерархии ценностей тоже можно растолковать и ребенку. Он в состоянии осознать, что некоторые очень нужные ему вещи — плюшевого мишку, без которого он не может заснуть, любимую машинку — невозможно было раздобыть без денег.

Кажется, что все это довольно сложно объяснить. Но даже если ребенок не все поймет, то, по крайней мере, запомнит, и это тоже повлияет на его поведение. Гораздо сложнее научить его ждать. А это как раз надо делать с самого раннего возраста, иначе он никогда не поймет, зачем откладывать деньги, и всегда будет стремиться получить все, что он хочет, ПРЯМО СЕЙЧАС.

«Улица Сезам» предлагает вместе с ребенком выращивать какое-нибудь растение, чтобы он привык: не все происходит мгновенно, иногда результата нужно терпеливо дожидаться. Если в семье несколько близких по возрасту детей, полезно выдавать им особо популярные игрушки по очереди, а отведенное каждому время засекать на таймере: так понятно, сколько еще предстоит ждать. (Если честно, я так не пробовал и опасаюсь, что в результате получится полный бардак, но наверняка у создателей передачи есть какой-то опыт).

 

Как только навык ожидания сформируется, объяснять про сбережения становится проще — особенно если вы сами показываете пример терпения и не только откладываете на что-то очевидным для ребенка образом, но и, например, не кроете матом неторопливого водителя, стоящего перед вами в пробке.

По сравнению с этим научиться тратить деньги — раз плюнуть. Авторы проекта предлагают завести дома внутреннюю валюту (пусть ребенок сам вырезает из бумаги монетки, которые можно использовать для игры в магазин). Про австралийский опыт использования такой валюты в школе я уже писал. А в настоящем магазине можно позволять ребенку самому расплатиться настоящими деньгами. Я так делал с сыном, и мне кажется, это было и полезно, и приятно. Заодно он учился считать сдачу.

Делиться маленький ребенок обычно склонен и сам: я часто вижу, как малыши стараются выдать всем, кто рядом, немножко своей радости — от печений и конфет до каких-нибудь дурацких предметов вроде только что подобранных камешков. В Америке стараются пораньше объяснить, чем и с кем надо делиться. Обычное дело — сказать ребенку, что часть монеток из копилки пойдет детям Африки. У нас так, наверное, будет не скоро — может быть, когда эти пожертвования начнут гарантированно доходить до адресатов. С другой стороны, кто-то же должен запустить традицию.

В общем, с маппетами или без, имеет смысл попробовать — после трех кое-что уже и вправду поздно.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+