Не думать о сладком как творческая задача | Forbes.ru
$59.1
69.45
ММВБ2138.16
BRENT63.98
RTS1139.78
GOLD1241.73

Не думать о сладком как творческая задача

читайте также
+10 просмотров за суткиДетский контент. Facebook представил Messenger для пользователей до 13 лет +170 просмотров за суткиДети 2.0: как системы образования в мире реагируют на новые запросы рынка труда +220 просмотров за суткиЗарплата за ребенка. Путин обещает ежемесячные выплаты молодым семьям +127 просмотров за суткиДети — наше все: шесть способов уйти от советского мышления при воспитании наследников +14 просмотров за суткиВ гостях у сказки: как истории Астрид Линдгрен меняли шведские законы +68 просмотров за суткиСемейный альбом: как изменился портрет российского домохозяйства с середины 1990-х годов +12 просмотров за суткиСкорочтение для детей. Франшиза центров эффективного обучения. Интервью с автором методик эффективного обучения детей Шамилем Ахмадуллиным. +9 просмотров за суткиТеория хаоса: почему безопасная среда не так уж полезна для детей +6 просмотров за суткиОперация «Преемник»: перестать «бояться бояться» и сделать страх своим союзником +32 просмотров за суткиВредное развитие: почему не нужно делать из детей малолетних гениев Операция «Преемник»: детские фантазии – на пользу предпринимательскому будущему Архетипический бабник Юнг, консервативный радикал Спок и другие семейные тайны психологов +9 просмотров за суткиПослушный ребенок – несчастный ребенок? Что на самом деле означают детские капризы и истерики Карта на вырост. Российские банки начинают конкурировать за детей +40 просмотров за суткиОперация «Преемник»: детская решительность и кто ею пользуется +8 просмотров за сутки Живите богато: почему нельзя приучать ребенка к роскоши +50 просмотров за сутки(Не)Безусловное принятие: почему в любящих семьях вырастают несчастные дети +6 просмотров за сутки«Партнер должен быть сложным»: вызовы совместной работы, которые порождают новые идеи Им нечего больше хотеть: как воспитать ребенка в условиях материального изобилия Не только читать: 20 самых интересных книг для летнего досуга с детьми Долг перед будущим: как получить алименты, если бывший муж их платить отказывается
ForbesLife #дети 17.10.2011 14:20

Не думать о сладком как творческая задача

фото Fotobank / Getty Images
Что важнее для будущего экономического успеха вашего ребенка: мыслить вне рамок или быть терпеливым

Что важнее для будущего экономического успеха вашего ребенка: дивергентное мышление, то есть способность находить множество вариантов решения любой проблемы, мыслить вне рамок, — или терпение? На первый взгляд кажется, что два этих важных качества чуть ли не противоположны. Терпеливому человеку скажешь: трудись и будешь вознагражден в будущем — он кивнет и засучит рукава. А обладатель мощного дивергентного мышления тут же найдет обходной путь в диапазоне от прорывной технологии до откатной схемы.

Более того, терпение кажется устаревшей добродетелью.

В годы индустриальной революции «терпеливые классы» — купцы и ремесленники, чей жизненный план предполагал длительную учебу, а затем многолетний труд ради благополучия в конце жизни, — сменили в качестве элиты землевладельцев, у которых материальное благосостояние развивалось по линейному графику. Эту теорию Матиас Депке и Фабрицио Зилиботти изложили пять лет назад в работе под названием «Терпение как капитал, выбор профессии и дух капитализма». Но те времена давно миновали. Некоторые современные мыслители, например сэр Кеннет Робинсон, о котором я уже писал раньше, считают, что нынешняя система образования застряла в эпохе промышленной революции, и это главный ее недостаток. Она совершенно не готовит детей к постиндустриальным реалиям, которые требуют дивергентного мышления и творчества, а не дисциплины, усидчивости и умения играть по правилам. Терпение легко поставить в тот же немодный ряд.

Но не спешите это делать. Умение сдерживать свои импульсы и дивергентное мышление отлично дополняют друг друга. По крайней мере, у экономически успешных людей.

Есть такой классик психологической науки Вальтер Мишель, родившийся в Вене, но выросший в Америке, куда его семья бежала от Гитлера. Мишель, профессор Колумбийского университета, прославился «зефирным экспериментом» (на самом деле marshmallow test, но нам легче представить себе зефир, чем сходное с ним американское лакомство), который проводил, в разных вариантах, с тысячами детей разных возрастов. Устроен опыт так. Ребенку показывают два блюдца, на одном — зефир, на другом — два, и спрашивают:  «Ты какое больше хочешь?» Детей, которые предпочитают один зефир двум, пренебрежимо мало, и они не попадают в эксперимент. Когда блюдце с двумя зефирами выбрано, экспериментатор объясняет правила: «Сейчас я выйду из комнаты. Если дождешься, пока я вернусь сам, можешь взять два зефира. Если вдруг расхочешь ждать, вот тебе колокольчик, звони, и я тут же приду. Но тогда тебе достанется только один зефир».

Затем экспериментатор уходит на пятнадцать минут. Но возвращается, как правило, раньше: если оставить блюдца с зефиром на столе, ребенок в возрасте 4-5 лет звонит в колокольчик в среднем через минуту.

Да что там четырехлетние дети, вы наверняка знаете этот эффект по себе. Допустим, вы мучительно бросаете курить; положите перед собой пачку сигарет — сколько времени вы продержитесь? Или, скажем, вы на диете. Как действует на вас открытая коробка хороших конфет?

Мишель с коллегами доказал удивительную вещь. По времени, которое детсадовский ребенок в эксперименте способен вытерпеть, прежде чем позвонить в колокольчик, можно определить, насколько разумным и стрессоустойчивым он будет в самом трудном возрасте — в 15-16 лет. Доказательства у Мишеля и компании весьма убедительные: они связались с родителями выросших участников «зефирного эксперимента» в детском садике Стэнфордского университета и попросили их сравнить своих детей со сверстниками по длинному списку качеств, связанных с успеваемостью, социализацией, умением справляться с трудностями. Те, кто проявлял больше терпения в детстве, получили в 15 лет более высокие оценки от собственных родителей.

Но, скажете вы, это же по сути оценка послушания, конформизма, дисциплинированности — всего того, что взрослые любят в детях, потому что паиньки создают родителям меньше проблем. Только ленивые родители ориентируются на такие старорежимные ценности. Да и ставшее классическим исследование Мишеля и коллег началось в 1960-е годы, а завершилось в конце 1980-х. В доинтернетную, корпоративную эпоху. Старье!

Против этого соображения у меня есть два аргумента. Первый — банальный и традиционный. Среди творческих людей, гениев дивергентного мышления, много пьяниц, потребителей наркотиков и вообще несдержанных людей: их креативная сила сопротивляется всяческим ограничениям. Многие из них малыми детьми даже не стали бы звонить в звонок, а просто сожрали бы весь зефир и отправились искать еще, не дождавшись возвращения экспериментатора. Но это совсем не тот вариант, к которому родителям имеет смысл стремиться. Мы-то знаем, что некоторое уважение к правилам человеку все-таки необходимо, чтобы не отправиться из школы прямиком в тюрьму.

Второй аргумент для тех, кто считает, что подарить ребенку способность к свободному творчеству — лучшее, что мы для него можем сделать, и к черту побочные эффекты.

Тот же Мишель в совместной с Дженет Меткалф работе 1999 года сформулировал свое понимание механизмов, которые в нашем сознании отвечают за импульсивность и терпение. В нетерпеливом человеке берет верх «горячая» система, мгновенно реагирующая на внешние раздражители: хочу — беру (бью, ругаюсь, пью и т. п.). В терпеливом — «холодная»: думаю — жду. Чтобы холодная система брала верх над горячей, требуется развитое дивергентное мышление. Если ребенка оставить в комнате с зефиром и поместить туда несколько игрушек, в половине случаев он не позвонит в колокольчик в течение всех отведенных на опыт 15 минут. Не нужно даже физических игрушек: заставьте 4-5-летнего малыша перед уходом экспериментатора просто думать не о зефире, а о чем-то другом — и он без всяких игрушек прождет не одну, а в среднем 12 минут. Отлично работает еще умение представить желанный предмет в виде абстрактной картинки. Зефир — это не вкуснейшее, сочное, мягкое лакомство, а просто белая штуковина с пищевой ценностью, сделанная из таких-то ингредиентов. Опишите его такими словами, и среднее время ожидания составит девять минут.

Умение обмануть себя, обойти встроенные механизмы желания, отвлечься от того, чего очень хочется прямо сейчас, необходимо не только монаху, но и финансово успешному человеку. И это умение невозможно без креативности. Самоограничение — в конечном счете творческий процесс.

[processed]

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться