К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

7 главных фильмов 2009 года

    7 главных фильмов 2009 года
    По мнению кинокритика Юрия Гладильщикова

    Каждый год повторяется одно и то же: критики, в том числе самодеятельные (а написанием рецензий балуется как минимум четверть населения, прописанного в Cети), неустанно ворчат, что фильмы — один хуже другого, сплошные разочарования, мэтры выдохлись, расхваленный фильм-лауреат Каннского фестиваля оказался скукой смертной и т. п. Однако к концу года выясняется, что был он не таким уж провальным. Много чего осталось в памяти. А уж 2009-й обнажил немало любопытных и даже важных кинотенденций. Предлагаю не список лучших фильмов 2009-го (у каждого киномана он свой, субъективный — и мой собственный отнюдь не ограничивается семью лентами), а перечень фильмов-событий. Тех, которые позволили говорить о новых трендах, породили надежды, а иногда и дикие скандалы, разделив аудиторию на неистовых почитателей и яростных противников — что, кстати, всегда признак небанальности.

    «Россия 88» Павла Бардина

    «Россия 88» Павла Бардина

    Впервые за долгое время наше кино, бегущее от актуальности как от чумы, решилось на политически злую, бьющую по мозгам картину. Фильм о русских фашистах сделан так, словно это любительская съемка одного из скинхедов. Избиения инородцев выглядят до ужаса натуралистично. Мат-перемат не глушится ничем. К фильму можно предъявить эстетические претензии. В частности, его псевдодокументальность вступает в противоречие с морализаторской, чересчур театрализованной развязкой. Но один только финальный список жертв фашистов в 2008 году, идущий на черном фоне, производит воистину убийственное впечатление. К сожалению, можно счесть логичным, что в прокат фильм так и не вышел, хотя съемочная группа устроила его премьеры в ряде городов. Прокатчики и владельцы кинотеатров явно испугались. Либо нерентабельности — ведь из-за мата фильм можно было показывать лишь на сеансах с возрастными ограничениями. Либо курсировавших в СМИ слухов (основанных на убедительных, но косвенных фактах) о том, что «Россия 88», показывающая попытки силовиков и госструктур взять «комсомольцев»-скинхедов под свой партийный контроль, вызвала недовольство наверху.

    «Пророк» Жака Одияра

    «Пророк» Жака Одияра

    «Пророк» одного из лучших современных мастеров Жака Одияра (особенно люблю его «Читай по губам») — прямо-таки образец того, какой должна быть современная серьезная кинодрама. Не зря фильм получил Гран-при — второй по значению приз последнего Каннского фестиваля. С одной стороны, это социальное исследование того, что Францию и всю Европу волнует едва ли не сильнее всего: иерархии в бандитско-уличной среде выходцев из третьего мира. С другой, это психологический триллер, от которого невозможно оторваться все 2 часа 30 минут. И потому, что много встряхивающего как нашатырный спирт насилия. И потому, что волнуешься за главного героя, хотя он головорез, — именно сочувствие позволяет понять и его характер, и исходящую от него опасность. «Пророк» — это «Крестный отец» 2000-х, но сделанный жестко, без романтики, без литературных клише. Одияр показывает, что Европе суждены крестные отцы нового типа. Герой фильма — арабский паренек из низов, у которого хватает мозгов объединить интересы враждовавших корсиканской, арабской, итальянской, негритянской мафий. И кое-какие из них поставить на колени. Франция после этого фильма маленько испугалась.

    «Короткое замыкание» Бориса Хлебникова, Ивана Вырыпаева, Петра Буслова, Алексея Германа-мл. и Кирилла Серебренникова

    «Короткое замыкание» Бориса Хлебникова, Ивана Вырыпаева, Петра Буслова, Алексея Германа-мл. и Кирилла Серебренникова

    В 2009-м начались споры о том, сформировалась ли у нас новая молодая киноволна. Тут же, похоже, и закончатся. Во-первых, сами молодые, большинству из которых, к слову, от 30 до 40, не спешат объединяться под общим знаменем. Во-вторых, их будущее туманно, ведь господдержкой в кино отныне станут пользоваться только избранные крупные студии, производящие мейнстрим. Но говорить о появлении у нас принципиально иного режиссерского поколения  (назовем еще Прошкина-мл., Хржановского-мл., Хомерики, Попогребского, Мизгирева, Сигарева, Садилову, Гай Германику — список легко продолжить), конечно, можно. Эти режиссеры явно чувствуют родство не со среднестатистическим советским, а с хорошим зарубежным кино, прежде всего европейским. Их, подобно адептам прежних европейских киноволн (итальянского неореализма, французской новой волны, датской «Догмы»), интересует подлинная, а не придуманная на зрительскую потребу действительность — прежде всего провинциальная со всеми ее иллюзиями и уродствами, со всем ее черным юмором. «Короткое замыкание», состоящее из пяти то смешных, то печальных анекдотов о казусах любви, — если и манифест этого поколения, то принципиально несерьезный. Не встречал никого, кому нравились бы все пять новелл, зато всякому нравится та или другая. Но и в качестве несерьезного манифеста, памятника надежде, будто у нас и впрямь могла возникнуть своя nouvelle vague, альманах все равно интересен.

    «Бесславные ублюдки» Квентина Тарантино

    «Бесславные ублюдки» Квентина Тарантино

    Вопреки возгласам скептиков, продолжающих хоронить Тарантино уже лет пятнадцать, он по-прежнему на коне. Вот и в этом году стал родоначальником очередной киноидеи. В «Бешеных псах» и «Криминальном чтиве» он первым придумал киноперсонажей новой людской породы, этаких новоделов, сформированных массовой культурой, которые ощущают и ведут себя не как реальные люди, а как персонажи масскульта, что делает их свято аморальными. Подтекст «Бесславных ублюдков», где еврейский спецназ в 1944 году снимает скальпы с фашистов, а затем и убивает всех германских вождей во главе с Гитлером, можно описать так: кинематограф историю всегда перевирал, хотя притворялся, будто несет нам истинную правду. Так давайте больше не притворяться, относиться к киноперевиранию истории трезво, без обид и честно творить на экране такую историю (даже все еще болезненную историю Второй мировой), какая нам по вкусу.

    «Бруно» Ларри Чарлза

    «Бруно» Ларри Чарлза

    Точнее «Бруно» не важно какого режиссера, главное, что с Сашей Бароном Коэном в главной роли. Замышлялся как самый скандальный фильм года. Британский комик Саша Барон Коэн прославился три года назад после фарса «Борат: исследование американской культуры во благо великой казахской нации» (номинированного, между прочим, на «Оскар» за лучший сценарий). Его фирменный стиль — непристойность, то есть шутки неполиткорректные и физиологические. Типичный сортирный юмор — в данном случае это не оскорбление, а четкое определение жанра. В «Бруно» (где мелкий телешоумен и назойливый гомосексуалист из Австрии отправляется покорять Америку, чтобы стать вторым знаменитым австрийцем после Гитлера) Саша Барон надеялся задеть уже абсолютно всех, обнажив таким образом обратную сторону политкорректности — ханжество и скрытую неприязнь к меньшинствам. Но задел почему-то только киночиновников Украины, где фильм запретили за «художественно не оправданную демонстрацию половых органов». В других странах его восприняли со смущенным хохотком, но в целом спокойно. Однако еще одна новая тенденция: политкорректность, на которой базировалась идеология западного кино последних двадцати лет, теперь мало кого волнует. И даже самым наглым попранием ее основ теперь мало кого обидишь.

    «Антихрист» Ларса фон Триера

    «Антихрист» Ларса фон Триера

    В этом году появилось как никогда много серьезных картин, содержащих в себе шокирующие и/или откровенно провокативные эпизоды. В каннской программе этого года почти не было фильмов, во время которых зал бы не вздрагивал. Рекорд года уже в который раз установил Ларс фон Триер. Во время первого просмотра его «Антихриста», состоявшегося в том же Канне, зал, абсолютно не подготовленный к тому, что увидит, несколько раз закрывал глаза от ужаса и в тысячу глоток выкрикивал «о, ноу!», после чего начинал нервно хохотать. Любопытно, что в Канне картину не принял почти никто. Когда жюри во главе с интеллектуалкой Изабель Юппер присудило приз за лучшую женскую роль актрисе фон Триера Шарлотте Генсбур (среди прочего, отрезающей себе в фильме ножницами кое-что самое интимное), многие сочли такое решение скандальным. К концу года выяснилось, что у фильма много поклонников. И что его можно считать рекордсменом 2009-го еще и по количеству трактовок. Самая простая из них в том, что природу, по Триеру, создал не Господь, а Дьявол.

    «Аватар» Джеймса Кэмерона

    «Аватар» Джеймса Кэмерона

    Широкомасштабное кино осуществило технологический прорыв. Не исключено, что всю историю такого кино будут теперь делить на две части: до и после «Аватара». Анимационные эпизоды в «Аватаре» пока что еще слегка отличаются от снятых вживую. Но уже не так сильно, как в прежних широкомасштабных фильмах: у дорисованных на компьютере персонажей живые глаза, чего раньше не было.  Мы не зря употребляем термин «широкомасштабное» кино, а не зрелищное, не развлекательное, не киноаттракцион. Ведь фильм Кэмерона несет в себе глубокие исторические и политические смыслы. Фактически он направлен против западной цивилизации, а можно считать, и человеческой цивилизации как таковой, порождающей снобизм и расизм и уверенной в своем праве ломать природу и культуру народов, которые кажутся недоразвитыми. Показанная в «Аватаре» война землян с расой гуманоидов на планете Пандора очевидно ассоциируется с завоеванием и уничтожением Европой индейской Америки. Кстати, вот еще одна тенденция года: появление гуманного античеловеческого кино. Сразу в двух фильмах (кроме «Аватара», это спродюсированный Питером Джексоном «Район №9») нам предложено сочувствовать борьбе хороших инопланетян с плохими людьми. И мы искренне радуемся, когда нас в итоге зверски мочат.

    Мы в соцсетях:

    Мобильное приложение Forbes Russia на Android

    На сайте работает синтез речи

    иконка маруси

    Рассылка:

    Наименование издания: forbes.ru

    Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

    Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

    Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

    Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

    На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

    Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
    AO «АС Рус Медиа» · 2024
    16+
    Наш канал в Telegram
    Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
    Подписаться

    Новости