Торги Christie's: британский рекорд и французский сюрприз

Шедевр голубого периода Пикассо, «милый, но не великий» Моне, переоцененный Ван Гог и другие важнейшие события рекордных торгов

Завершившиеся поздно вечером в среду в Лондоне торги «Искусство импрессионизма и модернизма» принесли дому Christie's новый рекорд: они стали самой крупной распродажей предметов искусства за всю историю Великобритании. Общий результат торгов — £152,6 млн ($226,5 млн), было продано 75% всех выставленных на аукцион лотов. Впрочем, отмечают эксперты, для торгов такого уровня 25% непроданных лотов — это много и считать аукцион однозначно удачным не стоит.

Топ-лотом стал шедевр голубого периода Пабло Пикассо «Портрет Анхеля Фернандеса де Сото» (известный также как «Любитель абсента»), при эстимейте £30-40 млн он был продан анонимному покупателю за £34 761 250 ($51,2 млн). Продавец картины — Художественный фонд Эндрю Ллойда Уэббера, благотворительная организация, занимающаяся популяризацией искусства и культурного наследия Великобритании. Фонд купил это полотно на аукционе в Нью-Йорке в 1995 году за $29,2 млн, вырученные от вчерашней продажи деньги пойдут на благотворительность.

Пабло Пикассо «Портрет Анхеля Фернандеса де Сото» (1903)

Однако, несмотря на новый британский рекорд, итоги аукциона оказались не настолько впечатляющими, как ожидалось ранее: Christie's рассчитывал, что общие продажи составят как минимум £163,7 млн. Одна из причин — главный сюрприз вчерашних торгов, на которых не удалось продать один из трех главных топ-лотов — пейзаж Клода Моне «Пруд с белыми кувшинками». Картина выставлялась на знаменитой парижской выставке художника в 1906 году и на протяжении нескольких десятков лет находилась во владении семьи известного французского коллекционера Поля Дюрана-Рюэля. Как считали эксперты, за нее должна была развернуться нешуточная борьба, эстимейт «Пруда с белыми кувшинками» составил £30-40 млн, но в итоге на полотно не нашлось ни одного претендента. «Продавец Моне был слишком жаден. Это милая картина, но не великий Моне», — цитирует агентство Bloomberg нью-йорского арт-дилера Ричарда Фейгена.

«У меня на телефоне было четыре человека, которые ждали Моне, но ни один из них не нажал на спуск», — заявил в интервью после аукциона глава департамента импрессионизма и модернизма Christie's Томас Сейду. «Мы немного завысили цену (we were a bit bullish). Когда эстимейт доходит до £30 млн, это порождает осторожность», — отметил он.

Клод Моне «Пруд с белыми кувшинками» (1906)

Днем ранее аукционный дом Sotheby’s продал автопортрет Эдуарда Мане за £22,4 млн — неплохая цена, которая, однако, не вышла за рамки эстимейта. «Все ожидали дальнейшего роста рекордных цен, но аукционные дома не могут бесконечно доставать кроликов из шляп», — говорит лондонский арт-дилер Ричард Наги. Рынок по-прежнему крепок, но продается на нем лишь то, что выставляется по разумной цене, добавляет он.

Вчерашние торги преподносились как главное событие аукционного лета 2010 года, интерес к ним был огромен, и это, вероятно, заставило Christie's установить очень высокие эстимейты: в итоге большинство интересных работ было продано за хорошие деньги, но без волнующего роста цен. Так, оцененный в £14-18 млн «Портрет Риа Мунк III» Густава Климта был продан за £18,8 млн, «Поцелуй» Пабло Пикассо при эстимейте £8-12 млн ушел за £12,1 млн, а «Парк больницы Святого Павла» Винсента Ван Гога при эстимейте £8-12 млн был продан всего за £9 млн.

Винсент Ван Гог «Парк больницы Святого Павла» (1889)

Из всех топ-лотов с приличным превышением верхнего эстимейта были проданы всего две работы: картина Рене Магритта «Тайные баррикады» (эстимейт £3-4 млн, продана за £5 млн) и скульптура Огюста Родена «Бронзовый век» (эстимейт £1-1,5 млн, продана за £3,4 млн).

Уровень эстимейтов был взвинчен множеством заявок на участие в аукционе, которые поступали на протяжении предыдущих 6 месяцев, но, столкнувшись с такими ценами, многие из потенциальных покупателей предпочли остаться просто зрителями. Покупатели по-прежнему охотятся за шедеврами, но уже не безоглядно: даже главный топ-лот Пикассо был продан всего лишь с небольшим превышением минимального эстимейта, и в этом смысле арт-рынок прошел своеобразную «проверку реальностью».

«Люди смотрят на сами работы, а не только в каталог, и некоторые работы просто не отвечали требованиям», — заявил в интервью Bloomberg арт-консультант Citi Privat Bank Джонатан Бинсток. «Рынок восстанавливается, но мы еще не выплыли», — отметил он.

На аналогичных торгах Christie's минувшим летом было продано 44 лота на общую сумму всего £37,1 млн.

Рене Магритт «Тайные баррикады» (1961)

Густав Климт «Портрет Риа Мунк III» (1917 - 1918)

фото предоставлены Christie's Images.

Новости партнеров