Хорошо продающееся старое

На последнем аукционе Christie's было установлено 8 новых ценовых рекордов на работы старых художников

Результаты последних аукционов продолжают укреплять главную посткризисную тенденцию: искусство по-прежнему продается не так хорошо, как два-три года назад, но если современное искусство покупают совсем плохо, то спрос на работы старых мастеров постоянно растет. С 2003 по 2008 год современное и ультрасовременное искусство по темпам роста цен опережало искусство любого другого периода, что привлекало внимание не только профессиональных спекулянтов арт-рынка, но и множества обеспеченных неофитов. С началом кризиса современное искусство погрузилось в коллапс, выбраться из которого не может до сих пор. Старое искусство, в среднем более дорогое, до кризиса прибавляло в цене более скромными темпами, но продолжает дорожать и сейчас.

На прошедшем 7 июля в Лондоне аукционе Christie's «Старые мастера и живопись XIX века» было установлено 8 новых мировых ценовых рекордов на работы старых художников, 12 работ ушли по цене выше $1 млн, 10 работ — по цене выше 1 млн фунтов стерлингов. Топ-лотом торгов стала картина голландца Питера Пауля Рубенса «Командующий, снаряжающийся в битву», проданная за $13,6 млн, это вторая по величине цена за произведения этого художника. Работа итальянца Джованни Франческо Барбьери (известного как Гверчино) «Царь Давид» была продана за $7,88 млн, что значительно превысило предыдущий мировой рекорд художника. В то же время, продажи старых мастеров еще не вполне оправились от кризиса: непроданными остались 30% лотов, выставленных на этот аукцион. А общий результат торгов — 51 млн фунтов ($64,3 млн) не дотянул до верхней границы предварительного эстимейта, прогнозировавшегося экспертами Christie's в границах 36,9–55,8 млн фунтов стерлингов.

Но у современного искусства все гораздо хуже: прошедшие неделей раньше торги Contemporary Art Evening дома Phillips de Pury, лидера в области аукционных продаж современного искусства, продемонстрировали удручающие результаты, худшие за всю новейшую историю аукционного дома. Но торгах 29 июня непроданными остались 47 лотов, а общий итог аукциона — $3,9 млн — оказался значительно ниже минимального уровня предварительного эстимейта ($9,16-12,9 млн). Большая часть работ ушла по цене около $150 000, ни одна из проданных работ не приблизилась к отметке в $1 млн. Единственный позитивный итог торгов — два новых мировых рекорда на работы швейцарца Уго Рондионе ($543 000 и немца Ансельма Рейле ($150 000). Топ-лотом аукциона стала работа английской художницы Бриджит Райли Out there, проданная за $671 000 при эстимейте $603 000-754 000.

Согласно последнему ежегодному исследованию компании Artprice "Art Market Trends", продажи современного (contemporary) искусства в общем объеме мировых аукционных продаж снизились с 16% в 2008 году до 10% в 2009 году. А ведь еще в 2004 году современное искусство занимало всего 4% рынка, но уже по итогам 2007 года эта доля выросла до 20%, а само современное искусство за этот период подорожало на 225%. Кризис изменил все: если в 2008 году на старых мастеров приходилось 6,8% всех аукционных продаж, то в 2009 году — уже 12,5%.

Новости партнеров