Как выжить после аварийной посадки

Forbes
Николай Кононов Forbes Contributor, Игорь Попов Forbes Staff
Что делать, если ваш самолет вернулся в аэропорт из-за аварийной ситуации: лететь дальше, требовать замены лайнера или пересаживаться на другой рейс?

Представьте, что вы летите на курорт отдыхать, рядом с вами — жена и дети, и вдруг на борту случается ЧП. Капитан по громкой связи просит пристегнуть ремни и предупреждает, что предстоит аварийная посадка. Стюардесса дрожащим голосом просит всех нагнуться и обхватить голову руками.

Лайнер чудом садится. Вы переводите дух и благодарите Бога, что остались живы. И тут капитан снова выходит на громкую связь с пассажирами и объявляет, что через пару часов неполадки будут устранены и вы полетите дальше — на этом же самолете.

Что делать? Лететь, обливаясь холодным потом, на том же лайнере? Требовать от авиакомпании замены самолета? Или высаживаться и добираться до курорта другим рейсом, самостоятельно покупая билеты?

Шутки шутками, но в такой ситуации оказываются тысячи туристов. В ночь на 22 марта подобная история чуть не закончилась трагедией. Недалеко от аэропорта Домодедово совершил жесткую посадку Ту-204-100 авиакомпании «Авиастар-Тур», возвращавшийся в Москву из Хургады. Машина развалилась на части, экипаж из восьми человек чудом выжил. Пассажиров на борту не было — по удивительному стечению не менее чудесных обстоятельств.

За день до катастрофы этот же самолет летел по маршруту Москва — Хургада с 200 туристами на борту и совершил аварийную посадку в Домодедово из-за задымления в кабине пилотов. Как сообщил Infox.ru один из пассажиров неудачного рейса, 20 испуганных туристов отказались от путевок, многие предпочли вылететь на отдых другими рейсами. Самолет задержался в Москве на 12 часов, но в итоге доставил самых отважных до египетского курорта. Обратно он возвращался уже без пассажиров: не дождавшись серьезно опаздывающего самолета, туристы отправились на родину другими чартерами. Эти люди родились в рубашках: будь они на борту упавшего Ту-204, жертвы были бы наверняка.

Итак, на что имеет право пассажир, когда ему предлагают продолжить путешествие на впопыхах отремонтированном самолете? Если объяснения авиакомпании вас не удовлетворяют и есть подозрение, что авария может повториться, вы можете пойти только одним путем. То есть сдать билет и взять новый, на другой рейс. Теоретически получить деньги от авиакомпании за отказ от полета после аварийной посадки можно. «Достаточно подойти к любому уполномоченному лицу авиакомпании и оформить претензию об оказании услуги с существенным недостатком и требование возместить стоимость неотработанной перевозки», — объясняет Дмитрий Лесняк, юрист Общества защиты прав потребителей. По его словам, цена компенсации может составить примерно 70% стоимости билета. Но если компания откажется заплатить их вам сразу, получить деньги вы сможете только по решению суда. Никаких рычагов влияния на перевозчика у пассажира и служб аэропорта, отвечающих за готовность отремонтированного судна к взлету, нет.

Конечно, в такой ситуации встает вопрос о возмещении морального вреда, но в России, как правило, это небольшие суммы, говорит Лесняк. Правда, бывают и исключения. В конце прошлого года суд Ворошиловского района Ростова-на-Дону вынес решение о взыскании с авиакомпании SkyExpress в пользу 11 пассажиров около 530 000 рублей неустойки — как компенсацию морального вреда. По пути из Москвы в Ростов на борту возникла аварийная ситуация, и самолет совершил вынужденную посадку в Москве. В Ростов пассажиры попали с задержкой в шесть часов.

Но гораздо чаще суды принимают решения в пользу перевозчиков. «Суды относятся к авиакомпаниям как к крупным налогоплательщикам и решения принимают соответствующие», — говорит Дмитрий Лесняк. В Европе компенсации по моральному ущербу превышают российские в сотни раз, поэтому компании предпочитают решить вопросы с пассажирами мирно, не доводя дело до суда. «Сейчас материальное давление на безопасность и модернизацию самолетного парка в России минимально; нет материальной ответственности — нет новых самолетов», — считает адвокат Игорь Трунов. Лимит страхования жизни при авиаперевозках в России установлен в 2 млн рублей. А вот в Европу российские авиакомпании летают уже по европейским правилам: здесь стоимость жизни пассажира — 9 млн рублей.

Трунов ведет несколько дел по авиакатастрофам, но, по его признанию, добиться реального возмещения морального ущерба не удалось ни по одному из них.

В декабре 2008 года известная телеведущая Ксения Собчак заподозрила командира корабля рейса «Аэрофлота» Москва — Нью-Йорк в алкогольном опьянении и организовала групповой протест пассажиров против вылета. В итоге ведомые Ксенией Собчак люди добились замены экипажа. Как выяснилось позже, после бурно проведенного дня рождения пилот умолял его заменить, но руководство не вняло просьбам.

Но повторить подобное мало кому удастся, считает Дмитрий Лесняк. «Это крайне проблематично в силу нашего менталитета, уровень первичной демократии у нас крайне низок. Чтобы так организовать пассажиров, нужны уникальные способности и энергия Собчак», — заключает Лесняк.

Новости партнеров