К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Как использовать ФАС для защиты интересов своего бизнеса

фото Diomedia
фото Diomedia
Рассказывает начальник аналитического управления ФАС Алексей Сушкевич

В 2000 году Татьяна Удачина организовала в Великом Устюге турфирму «Устюг-тур», которая занималась приемом гостей Деда Мороза. Несколько лет назад ее, а также других представителей туристического бизнеса Великого Устюга собрали в Администрации города с требованием включить во все турпрограммы посещение лавки, почты и городской резиденции Деда Мороза. Цена билета для туристов при этом возрастала более чем на 300 рублей. «Многие из этих объектов — почта и городская резиденция Деда Мороза — имеют малую пропускную способность,  говорит Татьяна.  Купив билет для клиента, я не могла гарантировать ему предоставление услуги».

Удачина решила обратиться с заявлением в областной антимонопольный комитет. Рассказала ситуацию, показала оформленный задним числом протокол собрания в Администрации. Через неделю ей позвонили из комитета: ее жалобу рассмотрели и приняли положительное для нее решение в присутствии директора управления по туризму, его заместителя и представителей вотчины. «За сезон мне удалось сэкономить своим клиентам около 300 000 рублей»,  говорит Удачина. 

В каких случаях предпринимателям стоит обращаться в ФАС и что для этого нужно, подробно рассказал начальник аналитического управления ФАС Алексей Сушкевич, выступая на форуме «Малое и среднее предпринимательство. Государственная (федеральная и региональная) поддержка сектора».

 

ФАС всемогущий

Антимонопольная служба применяет законы «О защите конкуренции», «О естественных монополиях», «О государственных закупках» и «О рекламе». Изменения в законодательстве, произошедшие в 2006 году, привели к тому, что ФАС может вмешаться практически в любые гражданско-правовые отношения, если есть опасность нарушения прав хозяйствующего субъекта.

Первый признак нарушения антимонопольного законодательства — сокращение числа субъектов, не входящих в одну группу лиц. Так что если такая ситуация возникает на вашем рынке, мы призываем малый и средний бизнес не бояться обращаться в ФАС.

 

У ФАС есть уникальный арсенал мер, которые мы можем применять к нарушителю. Надо сказать, что подобных полномочий нет ни у одного органа власти. Наше главное оружие — предписание. Статья 23  закона «О защите конкуренции» содержит не исчерпывающий список наших предписаний. Мы можем предписывать все, начиная от требования заключения/расторжения договора и заканчивая требованием закрытия хозяйствующего субъекта.

Если наше предписание не выполняется, мы можем обратиться в суд с формулировкой «заставить исполнять предписание ФАС». И соответственно, если суд признает наше требование законным, пристав обязан будет добиться исполнения предписания. Также мы можем налагать административные штрафы, не имеющие верхних пределов. Они рассчитываются как суммы, кратные величине выручки нарушителя на конкретном товарном рынке.

Случаи вмешательства

Первый случай — это нарушение прав предпринимателя другим субъектом, действующим на товарном рынке. В отношениях предпринимателя с естественной монополией есть возможность привлечь ФАС при любом конфликте. Наиболее частые дела здесь — это споры отдельных предприятий и владельцев инфраструктурных объектов (газосетей, электросетей, теплосетей). У ФАС есть 82 территориальных органа, каждый из которых в год рассматривает несколько десятков дел по таким спорам. Самые частые случаи нарушения: неподключение к сетям, установка завышенных тарифов, навязывание дополнительных условий, не касающихся предмета договора, отказ монополии обращаться за установлением тарифов к органам власти.

 

Второй случай, когда мы призываем предпринимателей активно обращаться в ФАС — нарушение прав бизнеса органами власти и муниципального самоуправления. Например, в случаях создания межрегиональных барьеров на ввоз/вывоз конкретных товаров, в случае предоставления льгот и преференций отдельным участникам рынка, создания необоснованных препятствий деятельности компании. Здесь у вас есть возможность привлечь ФАС как заинтересованного арбитра. Я должен сказать, что по делам о нарушении прав бизнеса органами власти в законе есть очень широкое основание. В год мы рассматриваем более тысячи жалоб.

Третий случай — это наличие на рынке антиконкурентных соглашений, заключенных как самими участниками рынка, так и с привлечением органов власти. По этому пункту ФАС рассматривает порядка 200 дел в год.

Еще один случай вмешательства ФАС — это нарушения прав бизнеса, вытекающие из гражданско-правовых договоров. Здесь ФАС может предписать нарушителю расторгнуть или подписать с вами договор. Обратите внимание, что вмешательство ФАС не будет рассматриваться как нарушение свободы договора, так как 421 статья Гражданского кодекса допускает ограничение свободы договора иными законами.

И последний пятый случай — это злоупотребление доминирующим положением. Речь идет не только о спорах с естественными монополиями. Самые частые основания здесь: навязывание условий договора, отклонение от заключения договора, создание дискриминационных условий (например, невыгодные тарифы).

Процедура обращения в ФАС

Задача предпринимателя — обратиться в ФАС с заявлением: описать характер конфликтных отношений и указать, какая, по вашему мнению, статья закона о «Защите конкуренции» нарушена. Нелишним будет приложить максимум документов, подтверждающих вашу позицию.

 

Заявитель, как правило, получает статус участника дела и вправе обратиться в ФАС с ходатайствами о запросе информации с нарушителя. Орган ФАС обязан в этом случае запрашивать информацию и вызывать нарушителя для дачи показаний.

Обратите внимание на то, что предписание ФАС составляется по информации заявителя. По ходатайству заявителя мы можем включить требование заключения или расторжения договора.

Итоги работы

Всего за 2010 год по случаям неподключения, включения в договор дискриминационных условий, незаключения договора с предприятиями инфраструктуры было подано около 8000 заявлений. Из них 5500 касались неправомерных действий со стороны собственников электро- и теплосетей. Каждый пятый случай был признан ФАС нарушением. С предприятиями газосетей в прошлом год ФАС удалось выиграть 143 дела (из 1053 поданных жалоб). Традиционно очень тяжело судиться с РЖД, здесь у ФАС всего 46 успешных дел (из 616 жалоб). Наибольшую головную боль для предпринимателей в 2010 году представляли естественные монополии (3980 заявлений), в их действиях ФАС обнаружила 814 нарушений.

Что касается антиконкурентных действий органов власти, то здесь большинство дел ФАС инициировала самостоятельно: 154 нарушения были связаны с ограничениями свободного перемещения товаров, 463 дела — с предоставлением льгот и преференций отдельным игрокам рынка. Всего по субъектам было подано 3421 заявление, выявлено 2980 нарушений.

 

Не надо бояться обращаться в ФАС.

Записала Елена Тимохина

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+