Пять признаков недобросовестных торгов | Forbes.ru
$58.64
69.4
ММВБ2131.94
BRENT62.84
RTS1141.50
GOLD1258.53

Пять признаков недобросовестных торгов

читайте также
+28 просмотров за суткиОтнять и поделить: Эр-Рияд хочет забрать у подозреваемых в коррупции до $100 млрд +18 просмотров за суткиНовый курс: дочь бывшего президента Анголы лишилась должности в госкомпании Sonangol Коррумпированная корона: саудовский принц потерял почти $3 млрд за три дня после ареста «Неча на зеркало пенять»: Улюкаев ответил Сечину эпиграфом к гоголевскому «Ревизору» «Бойтесь данайцев, дары приносящих»: Улюкаев о подаренной Сечиным корзинке с колбасой +11 просмотров за суткиИстория о корзиночке с колбасой. Что говорит Сечин о процессе над Улюкаевым +5 просмотров за сутки«Я была удивлена»: бывшая подчиненная Улюкаева дала против него показания +12 просмотров за суткиКоррупционная гравитация: как распознать симптомы распила в закупках Коммерсант под крышей: как чиновники и силовики помогают бизнесу в России НАТО рядом: альянс ведет переговоры о поставках вооружения на Украину +6 просмотров за суткиИлон Маск выиграл тендер на создание в Австралии крупнейшего в мире аккумулятора День расходящихся тропок: как праздник переиграл протест Хищения в области культуры: «Седьмая студия» Серебренникова и еще топ-пять громких дел +7 просмотров за суткиОтца и сына Мирилашвили задержали в Израиле по делу о коррупции Бразильский коррупционный скандал: перетекут ли средства разочарованных инвесторов в Россию? «Политзаказ» или «волатильность»: 45% опрошенных россиян поддержали отставку Медведева Конец вечеринок: чиновников хотят оградить от сомнительных услуг «Закручивание гаек» решает не проблему, а ее следствие Миллиардер Роман Троценко об итальянской коррупции Антикоррупционный комплаенс в России: столкновение культур Россия заняла 131-ое место в Индексе восприятия коррупции Transparency International

Пять признаков недобросовестных торгов

Антон Емельянов Forbes Contributor
фото Fotobank / Getty Images
Гендиректор «Единой электронной торговой площадки» о методах распила госбюджета

Российский рынок электронных торгов в сегменте B2G демонстрирует уверенный рост. Общая стоимость сделок, проведенных госзаказчиками на уполномоченных к размещению госзаказа интернет-площадках за 2011 год, превысила планку в 5 трлн рублей. Объем закупок непрерывно растет, а успешная практика электронных торгов была перенята госкорпорациями на законодательном уровне в рамках 223-ФЗ.

По данным аналитического центра ОАО «ЕЭТП», переход на электронную форму закупок в среднем экономит госзаказчикам около 300 млрд бюджетных рублей в год, способствуя перераспределению денежных средств в среде крупных холдингов, малого и среднего предпринимательства. Однако ни комфортные условия проведения электронных торгов для госзаказчиков, ни практически абсолютная прозрачность процесса торгов пока не способны полностью искоренить коррупцию среди чиновников. Даже жесткие меры, предусмотренные законодательством, и жалобы в вышестоящие инстанции на противоправные действия не пресекают перехода денежных средств из российского бюджета в частные руки. Сохранить госбюджет и разобраться в запутанных коррупционных схемах помогут пять признаков нелегитимных торгов:

Необоснованно короткие сроки

Любая работа, от покраски забора до разработки полупроводниковой микросхемы, помимо существенных материальных затрат требует, в первую очередь, времени. Если в заявленный временной промежуток уложиться невозможно, то торговую процедуру можно смело отнести к числу подозрительных. Хорошим примером может послужить, скажем, крупный объект, сдача в эксплуатацию которого заявлена в течение 20-30 рабочих дней, а на его строительство по объективным подсчетам требуется 1-2 года. Такой схемой чаще всего пользуются в тех случаях, когда оформление документации и размещение лота происходит после того, как «свой» подрядчик начал строить объект.

Формирование сложных лотов

Механизм опирается на разумное требование действующего федерального законодательства, согласно которому при оформлении аукционной документации допускается указание детальных требований к заказываемому товару или услуге. Заказчик может приводить любые параметры эквивалентности необходимого товара и услуг, и здесь он ограничен исключительно здравым смыслом. В результате появляется возможность, при которой госзаказчик перечисляет излишнее количество требований к поставляемому товару или услуге, тем самым преднамеренно создавая поставщику сложности для понимания того, что именно необходимо сделать или поставить.

Укрупнение лота  

Принцип «совместить несовместимое» действует в случае, если заказчик объединил различные виды работ или поставки различных товаров в один лот. К примеру, согласно требованиям заказчика поставщик должен произвести поставку музыкальных инструментов с компьютерным оборудованием. Эта уловка имеет двойной негативный эффект, поскольку здесь возможно не только исполнение госзаказа по завышенной цене, но и некачественное исполнение обязательств подрядчиком, так как в данном случае существенно ограничивается участие профильных организаций в пользу некачественных универсалов. Другой стороной этой уловки являются случаи, когда коррупционеры прибегают к формированию особо крупных лотов на большие суммы. В этом случае их действия направлены в первую очередь против представителей малого или среднего предпринимательства, не способных исполнить такой контракт.

Техзадание под конкретного поставщика

В целом механизм действий коррупционера здесь основан на совмещении логики признаков №2 и №3, так как в данном случае техническое задание в составе аукционной документации составляется таким образом, что требования, приведенные в документации, может исполнить один-единственный заранее выбранный («свой») поставщик. Очень часто «заточка» производится на конкретного производителя оборудования или товара, определенную марку или бренд, который может эксклюзивно поставить только одна компания. Среди прочих эта коррупционная уловка встречается не так часто, так как требует довольно серьезной подготовки и квалицированного подхода, на что, по-видимому, у коррупционеров не хватает ни времени, ни сил.

Ограничение на размещение субподрядов

Алгоритм действий недобросовестного заказчика здесь основан на требовании того, что совсем не нужно и может быть выполнено в рамках другого госконтракта. Например, заказчик формирует лот таким образом, что помимо строительных работ в него включаются работы по утилизации ТБО, противопожарные и другие работы, для выполнения которых требуется получение дополнительных лицензии и СРО. В этом случае большинству добросовестных поставщиков без размещения субподряда не обойтись, но так как в условиях конкурса указано, что все работы должны быть выполнены одной компанией, то круг участников торговой процедуры вне зависимости от их желания сокращается до минимума.

Конечно, вышеуказанный перечень признаков коррупционных торгов, к сожалению, не является исчерпывающим. В целом семь лет практики применения 94-ФЗ во многом положительно повлияли на сферу размещения госзаказа, поскольку помимо снижения стоимости госзакупок, экономии бюджетных средств закон позволил обществу в реальном времени осуществлять контроль за материальным обеспечением госорганов, и, как следствие, массовой  закупке «золотых унитазов» и других предметов роскоши пришел конец, а коррупционный «градус» в рядах чиновничества был значительно снижен.

В целом редко встречаются подозрительные торги только с одним из вышеперечисленных признаков. Чаще всего недобросовестные заказчики, желающие отсеять ненужных им поставщиков, комбинируют сразу несколько способов.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться