Путин, Джобс и ты

Эллен Пинчук Forbes Contributor
фото Итар-ТАСС
Восемь советов о том, как выступать на публике и общаться с журналистами, от бывшей телеведущей, которая теперь проводит тренинги для бизнесменов

Если вы хотите научиться ездить верхом, вы берете уроки верховой езды, если надо испечь пирог — следуете рецепту. Когда же речь заходит о публичных выступлениях, то даже компетентные в своих областях люди почему-то думают, что этот навык либо есть и дан от рождения, либо нет и нечего мучиться. Позвольте заверить вас, что это совсем не так. А мне можно верить: разве пиарщик способен обмануть? Я провожу тренинги для руководителей крупных корпораций, политиков и олигархов. Многие секреты, которые принесли им пользу, надеюсь, смогут помочь и вам.

Станьте внимательнее

Тренинги обычно начинаются с вопроса «Чьи выступления вам нравятся?». 90% наших клиентов называют либо Владимира Путина, либо Стива Джобса. А чтобы ответить на вопрос «Почему?», надо задействовать ту часть мозга, которая распознает, какие приемы работают, а какие — нет, когда мы слушаем речь на форуме, смотрим по телевизору или в интернете. Вспомните последнее выступление, которое слышали. С чего оно началось? Использовалась ли слайд-презентация? Шутил ли выступающий? Какой язык жестов он использовал? Поверили ли вы ему? Почему да? Или почему нет? Как он направлял свою энергию, чтобы убедить слушателей? Таких вопросов очень много. Ваша задача — найти ответы на них.

Отвечать вам

Именно выступающий должен заинтересовать, слушатель же не обязан быть заинтересованным. Нужно быть оригинальным, ярким и креативным, для того чтобы остаться в памяти и завоевать аудиторию, полную скучающих людей, уткнувшихся во время вашего выступления в свои BlackBerry.

Запомнится ли вам эта статья? Если да, то почему? А если нет — значит, я что-то сделала не так.

Ваш арсенал

Есть много способов сделать выступление ярким, и все они должны отражать вашу личность. Некоторые эффектно шутят. Другие поражают игрой слов или оригинальностью мыслей. Кто-то обаятелен, а чьи-то слова сразу завоевывают аудиторию. Можно многого добиться, рассказывая удивительные факты или интересные истории. Кроме того, часто нелишними оказываются слайды или другой вид визуальной презентации. А можно перед выступлением раздать залу бутылочки из мини-бара, они отлично поднимут настроение, и успех вам обеспечен. Но если серьезно, самое главное — найти собственный стиль, сосредоточиться на нем и много тренироваться.

Краткость — сестра таланта

Исследования показали, что человек может непрерывно воспринимать информацию не более 17 минут. Моя аквариумная рыбка выдерживает даже двадцать. С приходом в нашу жизнь интернета мы стали еще менее внимательными: просматриваем информацию в одном окне, а потом быстро переключаемся на другое. Будьте реалистами, не думайте, что вас готовы слушать бесконечно. Будьте краткими. Точка.

Спикер — человек

Когда мы слушаем докладчика, сыплющего техническими и бюрократическими терминами, первое, что приходит в голову:

  1. Узнаю много нового.
  2. Надо больше читать.
  3. Скоро ли кофе-брейк?

Мастерство заключается в том, чтобы выразить мысль максимально простым и понятным языком, исходя из интереса аудитории. Все отмечали способность Стива Джобса представлять публике сложные высокотехнологические разработки на языке воображения, вдохновляя как обычных потребителей, так и ведущих инженеров своей отрасли. Он выводил на экран простейший слайд, а сам ходил по сцене и рассказывал, не используя при этом никаких записей. И всем было интересно, о чем он говорил. Высший пилотаж.

Профессиональное = личное

Нам всегда интересна человеческая сторона истории. Приводите примеры из своего личного опыта. Один из моих клиентов как-то сказал мне, что первый в его жизни урок общения со СМИ преподал ему бывший работник КГБ, наказав: «Не выдавай себя и не улыбайся». Это верно с точностью до наоборот. Забавные истории о своем домашнем питомце или о первом заработанном рубле помогают увидеть человека за его именем. И да, вы можете улыбаться!

Страху — нет

Безусловно, главная задача — это справиться с боязнью выступать перед людьми. Я много лет проработала тележурналистом, несмотря на страх перед камерой, который одолевал меня в начале карьеры. Так что могу сказать из личного опыта: побороть страх можно, для этого есть множество способов. Спортивные психологи предлагают технику «визуализации»: чтобы снять стресс, человек мысленно моделирует успешное выступление или входит в образ другого человека. Во время чтения новостей я представляла себя в образе успешной и уверенной Дженнифер Лопес. Особенно хорошо это работало с новостями о рынке акций. Еще существуют полезные дыхательные упражнения. Кроме того, у меня есть пара собственных приемов: один из них — так называемый «непроницаемый шар дзен», где я чувствую себя в безопасности. Я «забиралась» в него каждый раз, когда надо было говорить на камеру или выступать с речью. Со временем я пришла к выводу, что уверенность в себе появляется, когда ты хорошо подготовился. Потренируйте свою речь перед коллегами, друзьями. Когда вы знаете, что именно хотите сказать и как ответить на сложные вопросы, волнение исчезает.

Энтузиазм заразителен

Список советов «Как стать успешным оратором» довольно длинный, но я стараюсь следовать собственным правилам и быть краткой. Подводя итог: та энергия и энтузиазм, которые вы будете излучать, поможет вам. Вкладывайте душу в свои слова — слова человека, который любит свое дело и делится этой любовью с окружающими. Именно энергия, стоящая за вашими словами, и продаст ваше шоу.

А мы, сидя в зале, будем вам за это благодарны.

[processed]

Новости партнеров