Центры ответственности

Как оптимизировать процесс сбора и исполнения бюджета группы

Сложные периоды в мировой экономике всегда «подстегивают» бизнес к оптимизации управления, внешних и внутренних бизнес-процессов. Мы уже не раз ощущали негативное влияние на российский рынок мировой ситуации, так что опыт есть. Все помнят про необходимость диверсификации, хотя я, все-таки предпочитаю, чтобы основная часть бизнесов, входящая в мой инвест-портфель, «работала» на одном или смежных рынках (ведь нельзя хорошо разбираться сразу во всем).

Нестабильность экономической ситуации и возможные угрозы вынуждают каждого предпринимателя минимизировать риски. Причем вспоминая два предыдущих сложных периода, считаю, что такие действия должны быть обязательными и постоянными, а не разово-хаотичными. Во-первых, иначе реакция на мировые тенденции может быть запоздалой, во-вторых, сокращение рисков — это всегда «полезное упражнение».

В рамках QIWI мы проводим такую работу на регулярной основе. В частности, в этом году приняли решение оптимизировать процесс сбора и исполнения бюджета всей Группы. Разные компании в разное время входили в группу и у каждой этот процесс строился по своей модели, что усложняло и контроль, и принятие оперативных решений. Бюджет на 2012 год сформирован уже по новой методологии, построена единая система бюджетного управления и отчетности для всех компаний. Было принято решение, что для правильного понимания бизнеса и планирования развития необходимо и бюджетирование, и отчетность по направлениям деятельности — B2B, B2C, реклама и др.

В структуре Группы были выделены т.н. центры финансовой ответственности (ЦФО), представители которых формируют свои бюджеты исходя из глобальных целей нашего холдинга, которые ставятся акционерами. ЦФО — бизнес-единицы в каждой компании Группы QIWI. Видя планы и задачи, опытным руководителям на местах гораздо проще составить оптимальный бюджет на необходимый период. При этом, согласование бюджетов ЦФО осуществляется не только на верхнем уровне, но и между ЦФО, в случае, если они выполняют работу друг для друга.

Безусловно, указанные нововведения упрощают контроль, анализ, и минимизирует погрешности. В каждый момент времени мы можем отслеживать исполнение бюджеты и при отклонении оперативно реагировать на них.

Надеюсь, что такой подход даст нам более четкую и прозрачную картину для эффективного расходования средств, контроля и анализа текущих бизнес-процессов, а главное — возможность принимать оперативные управленческие решения при необходимости. По сути, новая модель бюджетирования вводилась для снижения рисков недостижения целей, плановых бизнес-показателей, в том числе оборота, прибыли.

Новости партнеров