Выгодный размер

Дмитрий Репин Forbes Contributor
Пять конкурентных преимуществ небольших компаний перед гигантами

Джон Ошер, герой популярного гарвардского кейса по предпринимательству, за полтора года создал продукт, на разработку которого такие гиганты, как Procter & Gamble, безрезультатно потратили целых пять лет. А ведь продукт представлял собой лишь электрическую зубную щетку, розничная цена которой не должна была превышать $6. При этом в компании Ошера было всего 9 человек.

Горстка мотивированных инженеров добилась того, что оказалось неподвластно корпорации, тратящей как минимум $2 млрд в год на исследования и разработку и имеющей в штате больше инженеров со степенью PhD, чем Гарвард, MIT и Стэнфорд вместе взятые. Их результаты оказались поистине впечатляющими: себестоимость щетки $1 даже по китайским меркам подразумевала суперэффективное и дешевое производство. Венцом этой абсолютно реальной истории стала крайне выгодная для Ошера сделка, сумма которой составила $475 млн. Именно столько заплатила Procter & Gamble Джону за его компанию.

В чем секрет успеха небольших компаний и в каком случае можно браться за новые проекты или открывать совершенно новые ниши на рынке, не боясь ввязываться в борьбу с гигантами индустрии?

Быстрая адаптация

Маленькие компании намного быстрее адаптируются к любым изменениям на рынке и оперативно реагируют на неожиданно открывающиеся возможности. Большим компаниям всегда свойственна инерция и неприятие перемен. Бизнес в них выстроен вокруг уже существующих продуктов, и любым серьезным изменениям противостоят налаженные бизнес-процессы и интересы конкретных менеджеров.

Эффективные коммуникации

В маленькой компании обычно простая управленческая структура, команда может легко собраться в одной комнате и быстро принять нужное решение. Нет необходимости бороться с традиционной для корпораций бюрократией — бегать и собирать подписи по разным отделам, назначать совещания и выбивать бюджеты. Во многом именно эффективность коммуникаций внутри компании, когда все инженеры и менеджеры буквально находятся бок о бок, позволила Джону Ошеру быстро и недорого сделать новый продукт, обогнав в конкурентной борьбе настоящих гигантов.

Близость к рынку и клиентам

Как известно, трое могут гораздо более эффективно сделать работу, предназначенную для пятерых, чем семеро. В маленькой компании сотрудники выполняют одновременно множество разных функций, зачастую находясь при этом намного ближе к покупателям и к поставщикам, чем сотрудники крупных корпораций. С одной стороны, это дает возможность быстрее реагировать на внешние изменения, с другой — видеть бизнес компании в целом. А это, в свою очередь, способствует поиску эффективных решений, которые могут быть далеко не очевидны, когда человек отвечает лишь за какое-то узкое направление в рамках огромной бизнес-машины.

Высокая мотивация

В маленькой компании основатели и рядовые сотрудники работают бок о бок, каждый видит результаты своего труда и может оценить, как именно его вклад влияет на финансовый успех общего дела. История электрической зубной щетки Джона Ошера — отличный пример высокой мотивации сотрудников, которые, приложив титанические усилия, смогли сделать то, что не удалось Procter & Gamble. В основе их мотивации лежало знание репутации Джона — человека, который умеет не просто создавать успешные компании, но, что особенно важно, затем выгодно их продавать, щедро делясь прибылью со своей командой, с людьми, которые помогли ему добиться успеха.

Конструктивные взаимодействия с другими

Почему еще хорошо быть маленьким, когда начинаешь новое дело? Пожалуй, самый неожиданный аргумент я недавно услышал в Рейкьявике от президента Исландии, страны с населением всего 320 000 человек, добившейся удивительных успехов на ниве высоких технологий, в частности в геотермальной энергетике. Олафур Гримсон сказал: «Когда вас мало, вы вынуждены много и конструктивно взаимодействовать с другими». Будь то маленькая компания или маленькая страна, в ней вы, как правило, не сможете найти все необходимое. А чтобы сделать что-то новое, нужно мотивировать людей извне привнести в ваш проект свои знания и ресурсы. Для этого необходимо выстраивать партнерские отношения, в которых есть место для конструктивного взаимодействия. Большие компании, как и большие страны, в основном полагаются на себя, на свою экспертизу и свои ресурсы, и зачастую не смотрят по сторонам, и уж тем более не пытаются выстроить эффективные партнерские отношения с другими компаниями или странами.

Автор – профессор предпринимательства Московской школы управления Сколково, директор по старт-ап проектам.

Новости партнеров
Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться