Убей в себе стартапера: почему умирают новые проекты - Карьера и свой бизнес
$56.93
62.03
ММВБ2019.31
BRENT51.78
RTS1117.56
GOLD1265.96

Убей в себе стартапера: почему умирают новые проекты

читайте также
+280 просмотров за суткиВокалист U2 Боно и Rise Fund вложили $190 млн в образовательную платформу EverFi +191 просмотров за суткиЮрий Мильнер вложился в стартап для покупки акций Robinhood +88 просмотров за суткиUber пообещал создать летающий автомобиль к 2020 году +152 просмотров за суткиСбербанк и ВТБ24 начали продавать «народные» ОФЗ Минфина +125 просмотров за суткиМиллиардер Олег Бойко инвестирует в финтех $150 млн +536 просмотров за суткиТехнологические миллиардеры в рейтинге богатейших бизнесменов России — 2017 +30 просмотров за суткиMail.ru Group инвестирует $100 млн в разработку игр +459 просмотров за суткиПо следам миллиардеров. Какие акции покупать после публикации списка Forbes +11 просмотров за суткиБеспилотники в карьер: разработчик решений для роботизации добычи привлек 400 млн рублей +18 просмотров за суткиСервис доставки продуктовых наборов «Партия еды» привлек 60 млн рублей +20 просмотров за сутки«Cанкции подстегнули инвестиции», — глава агентства Business France в интервью Forbes +43 просмотров за суткиБоязнь утраты: как банкиры работают с инвестициями клиентов? +19 просмотров за суткиСамые успешные венчурные инвесторы мира — 2017: рейтинг Forbes +50 просмотров за суткиВ надежных руках: отрасли, в которые стоит инвестировать сегодня +4 просмотров за суткиМода на переработку: грибы, бактерии и еще 5 находок в fashion-индустрии +6 просмотров за суткиЗачем России нужен гольф +19 просмотров за сутки«Я не инвестирую в основателей с MBA». Пять правил от бизнес-ангела +9 просмотров за суткиМировой опыт. Как в центре города построить теплоэлектростанцию на биотопливе. +5 просмотров за суткиКазахстан открыл в Сан-Франциско лабораторию для изучения технологий будущего +4 просмотров за суткиUber уличили в слежке за главным конкурентом в США +3 просмотров за суткиФонд Intel инвестировал в систему мониторинга электродвигателей на заводах

Убей в себе стартапера: почему умирают новые проекты

Савельев Денис Forbes Contributor
фото Diomedia
Есть два типа стартаперов — «сытые» и «голодные». Первые ищут инвестиции, вторые запускаются практически без начального капитала. Но на старте и те и другие имеют больше шансов на провал, чем на развитие

Говорят, из сотни стартапов выстреливает один. Чтобы понять, почему они проваливаются, нужно посмотреть на них без розовых очков.

Почему умирают «сытые»

— Нельзя игнорировать очевидный факт — предприниматель должен заниматься бизнесом, а не выступать с презентациями перед инвесторами. Получение инвестиций само по себе занимает уйму времени.

— Само наличие инвестиций авторы проекта рассматривают как победу, а это глубокое заблуждение. Если стартапер долго и упорно ищет инвестиции, то потом оказывается, что расти некуда и незачем.

— Стартапер ошибочно считает, что главная задача — поскорее раскрутить продукт, а дальше все пойдет само. Средства идут не на улучшение качества продукта, а транжирятся на PR, презентации, общение с прессой, маркетинг. 

— Персонал нанимают пачками «про запас», поскольку стартапер думает о развитии в ближайшие три-четыре года. Но сегодняшний фронт работы и фронт работы через три года — две такие же разницы, как амеба в пруду и космический корабль на орбите. Не особенно заботясь о проверке профессиональной пригодности сотрудников (на это нет ни времени, ни опыта), стартапер получает массу проблем «в мелочах». Но на них не концентрируется. Ведь он вынашивает план по захвату вселенной!

— Обратная сторона той же проблемы — покупка «суперзвезд». «Мы не знаем, как монетизировать проект и вывести его на новый уровень. Давайте схантим звезд рунета, они и скажут, что нужно делать». В итоге число звездных управленцев превышает число рядовых исполнителей, а проект так и продолжает буксовать.

Почему не выживают «голодные»

— Такой стартапер начинает проект, полный страха, решимости и веры. Чем дольше он живет без выручки, тем больше будет страха и меньше веры и решимости.

— Автор проекта вынужден тратить ресурсы не только на развитие продукта, но и на то, чтобы мотивировать команду работать за «будущие плюшки».

— Молодой предприниматель тратит много времени не на развитие проекта, а на выполнение разнообразных «сопровождающих» работ — сегодня составляет бухгалтерский отчет (ведь денег на бухгалтерию нет), завтра занимается уборкой офиса и отдает распоряжения на складе, послезавтра помогает программисту и верстальщику. Члены команды тоже не специализируются на своих основных направлениях, а делают все и сразу. 

— Отсутствие денег, непрофессионализм в «мелочах» и борьба за выживание приводят к перманентному стрессу. Эмоциональный фон в офисе становится невыносимо тяжел.

Убей в себе стартапера

Но почему некоторые все же выплывают? Да потому что никаких стартапов не существует. Стартапомания — веяние времени, и оно уже прошло. Вы еще не заметили? Вера в них пошатнулась и рухнула у всех мечтателей о великой стартап-благодати. Нет волшебных самовыстреливающих бизнес-идей, нет легких денег и легких путей, нет блеска в глазах и счастливого будущего на белом «поршкайене». Есть годы изматывающего труда, который не снился и грешникам седьмого круга ада. Есть копейки и только потом рубли, которые зарабатываются как на галерах, в ущерб физическому здоровью и душевному комфорту. Есть постоянный стресс и единственная цель и необходимость — всегда работать. А белый «поршкайен»… Ну, если он действительно нужен, вы его обязательно купите. Но счастья это не принесет — пройдя полагающийся до него путь, вы станете другим человеком.

Как бы приземленно это ни прозвучало, главное в проекте — изо дня в день генерить выручку. Пока нет выручки, будущее будет под большим вопросом и у «сытых», и у «голодных». А для того чтобы проект начал зарабатывать, мало хороших идеи и команды. Нужно ежедневно заниматься рутинной работой — мелочами, которыми заниматься не хочется и до которых, как вам кажется, дойдут руки когда-нибудь потом. Лично я для себя классифицировал три главные и весьма банальные проблемы, которые похоронили не одну гениальную идею: баги в коде, небрежная верстка, пофигизм в текстах. Будьте упертыми в мелочах — и вы с легкостью удвоите свои шансы. Два процента, черт возьми, это все-таки не один.