Убей в себе стартапера: почему умирают новые проекты | Карьера и свой бизнес | Forbes.ru
$57.29
67.38
ММВБ2092.57
BRENT58.24
RTS1146.62
GOLD1285.12

Убей в себе стартапера: почему умирают новые проекты

читайте также
+84 просмотров за суткиГражданство и ПМЖ за инвестиции: сравнение программ +446 просмотров за суткиАвстралийский десант. Иностранный финансист сделал ставку на российский малый бизнес +20 просмотров за суткиОтчетность корпораций, китайские коммунисты и акции металлургов. Что важно знать инвестору на этой неделе +34 просмотров за суткиОбраз нерукотворный. Как стартап Clarifai успешно конкурирует с гигантами отрасли +212 просмотров за суткиИнвестор Карл Айкан: «Чтобы не зависеть от чужого мнения, необходимо постоянно работать над собой» +22 просмотров за суткиСлишком большие надежды: как корпорации хоронят стартапы +86 просмотров за суткиАгрегаторы на блокчейне. Какие сервисы потеснят Uber и AirBnB +56 просмотров за суткиСлучайный гость. Чем грозит наем топ-менеджера крупной компании в стартап +10 просмотров за суткиМодная Россия: инвестиции в одежду позволяют изменить ее внешний вид и процесс покупки +28 просмотров за суткиСезон отчетностей, ураган «Нейт» и дивиденды. Что важно знать инвестору на этой неделе +26 просмотров за суткиВечный дериватив. Куда заведет рубль зависимость от нефти +4 просмотров за суткиЗакон привлечения. Как решить проблему нехватки инвестиций в России +11 просмотров за суткиНемцы в Калининграде: BMW хочет построить в России завод полного цикла +5 просмотров за суткиРиск и выигрыш: как долго рубль будет оставаться звездной валютой +8 просмотров за суткиСоветы инвесторов: о принципах, табу и криптоэкономике +3 просмотров за суткиДорогой сосед. Россия оказалась третьим по величине инвестором Украины +7 просмотров за суткиНедооценка индекса. Почему россияне редко инвестируют в ETF и ПИФы Каталонский кризис. Чем события в Испании опасны для инвесторов Референдум в Каталонии, налоговая реформа Трампа и цены на нефть. Что важно знать инвестору на этой неделе +7 просмотров за суткиСемь уроков, которые любой стартапер может извлечь из сериала «Кремниевая долина» +1 просмотров за суткиПод присмотром: во сколько обойдется система распознавания лиц на улицах Москвы

Убей в себе стартапера: почему умирают новые проекты

Савельев Денис Forbes Contributor
фото Diomedia
Есть два типа стартаперов — «сытые» и «голодные». Первые ищут инвестиции, вторые запускаются практически без начального капитала. Но на старте и те и другие имеют больше шансов на провал, чем на развитие

Говорят, из сотни стартапов выстреливает один. Чтобы понять, почему они проваливаются, нужно посмотреть на них без розовых очков.

Почему умирают «сытые»

— Нельзя игнорировать очевидный факт — предприниматель должен заниматься бизнесом, а не выступать с презентациями перед инвесторами. Получение инвестиций само по себе занимает уйму времени.

— Само наличие инвестиций авторы проекта рассматривают как победу, а это глубокое заблуждение. Если стартапер долго и упорно ищет инвестиции, то потом оказывается, что расти некуда и незачем.

— Стартапер ошибочно считает, что главная задача — поскорее раскрутить продукт, а дальше все пойдет само. Средства идут не на улучшение качества продукта, а транжирятся на PR, презентации, общение с прессой, маркетинг. 

— Персонал нанимают пачками «про запас», поскольку стартапер думает о развитии в ближайшие три-четыре года. Но сегодняшний фронт работы и фронт работы через три года — две такие же разницы, как амеба в пруду и космический корабль на орбите. Не особенно заботясь о проверке профессиональной пригодности сотрудников (на это нет ни времени, ни опыта), стартапер получает массу проблем «в мелочах». Но на них не концентрируется. Ведь он вынашивает план по захвату вселенной!

— Обратная сторона той же проблемы — покупка «суперзвезд». «Мы не знаем, как монетизировать проект и вывести его на новый уровень. Давайте схантим звезд рунета, они и скажут, что нужно делать». В итоге число звездных управленцев превышает число рядовых исполнителей, а проект так и продолжает буксовать.

Почему не выживают «голодные»

— Такой стартапер начинает проект, полный страха, решимости и веры. Чем дольше он живет без выручки, тем больше будет страха и меньше веры и решимости.

— Автор проекта вынужден тратить ресурсы не только на развитие продукта, но и на то, чтобы мотивировать команду работать за «будущие плюшки».

— Молодой предприниматель тратит много времени не на развитие проекта, а на выполнение разнообразных «сопровождающих» работ — сегодня составляет бухгалтерский отчет (ведь денег на бухгалтерию нет), завтра занимается уборкой офиса и отдает распоряжения на складе, послезавтра помогает программисту и верстальщику. Члены команды тоже не специализируются на своих основных направлениях, а делают все и сразу. 

— Отсутствие денег, непрофессионализм в «мелочах» и борьба за выживание приводят к перманентному стрессу. Эмоциональный фон в офисе становится невыносимо тяжел.

Убей в себе стартапера

Но почему некоторые все же выплывают? Да потому что никаких стартапов не существует. Стартапомания — веяние времени, и оно уже прошло. Вы еще не заметили? Вера в них пошатнулась и рухнула у всех мечтателей о великой стартап-благодати. Нет волшебных самовыстреливающих бизнес-идей, нет легких денег и легких путей, нет блеска в глазах и счастливого будущего на белом «поршкайене». Есть годы изматывающего труда, который не снился и грешникам седьмого круга ада. Есть копейки и только потом рубли, которые зарабатываются как на галерах, в ущерб физическому здоровью и душевному комфорту. Есть постоянный стресс и единственная цель и необходимость — всегда работать. А белый «поршкайен»… Ну, если он действительно нужен, вы его обязательно купите. Но счастья это не принесет — пройдя полагающийся до него путь, вы станете другим человеком.

Как бы приземленно это ни прозвучало, главное в проекте — изо дня в день генерить выручку. Пока нет выручки, будущее будет под большим вопросом и у «сытых», и у «голодных». А для того чтобы проект начал зарабатывать, мало хороших идеи и команды. Нужно ежедневно заниматься рутинной работой — мелочами, которыми заниматься не хочется и до которых, как вам кажется, дойдут руки когда-нибудь потом. Лично я для себя классифицировал три главные и весьма банальные проблемы, которые похоронили не одну гениальную идею: баги в коде, небрежная верстка, пофигизм в текстах. Будьте упертыми в мелочах — и вы с легкостью удвоите свои шансы. Два процента, черт возьми, это все-таки не один.