Убей в себе стартапера: почему умирают новые проекты | Карьера и свой бизнес | Forbes.ru
$59.36
69.54
ММВБ1950.15
BRENT50.99
RTS1034.86
GOLD1272.98

Убей в себе стартапера: почему умирают новые проекты

читайте также
+2282 просмотров за суткиХай-тек по-русски: особенности технологического бизнеса в российских консервативных отраслях +1374 просмотров за суткиВ ожидании Dropbox: перспективы IPO в ИТ-сфере +568 просмотров за суткиДорогое образование: «Севергрупп» инвестировала в «Нетологию» +651 просмотров за суткиМиллиард на биткоины: биржа Coinbase стала первым криптовалютным стартапом-«единорогом» +235 просмотров за суткиЦена акций и справедливость: какую опасность для сотрудников таят переоцененные стартапы +96 просмотров за суткиБлокчейн, телемедицина и русские: выбор акселератора 500 Startups из Кремниевой долины +60 просмотров за суткиОт фитнес-трекера до сердечного клапана: какие медицинские стартапы выбирают инвесторы +123 просмотров за суткиГреф идет в e-commerce: Сбербанк инвестирует 30 млрд рублей в «Яндекс.Маркет» +55 просмотров за суткиКто накормит Землю: $685 млн инвестиций в искусственный интеллект и роботов в агротехе +29 просмотров за суткиМнение ЦБ: советы финансовых гуру могут привести к убыткам и судебным разбирательствам +25 просмотров за суткиУчиться в YCombinator, работать в России: тест первой онлайн-программы инкубатора +36 просмотров за суткиИгровой движок спасет людей в реальных чрезвычайных ситуациях +25 просмотров за суткиАзиатское притяжение: почему восточные рынки большие, но непростые +83 просмотров за суткиОбещания как валюта: как создать продукт, если нет ни времени, ни денег +16 просмотров за суткиНе дом и не улица. На чем будут зарабатывать создатели новой адресной системы Naviaddress +79 просмотров за суткиПочему хорошая компания — не всегда хорошая инвестиция. И наоборот +42 просмотров за суткиПомочь молодым: Елена Масолова вложила $300 000 в платформу для краудфандинга перспективных спортсменов +29 просмотров за суткиВернуть пятилетки: экономике нужен план, за который можно спросить +12 просмотров за суткиПроблема на триллион: о борьбе с болезнью Альцгеймера +84 просмотров за суткиДолгосрочные инвестиции: как утроить капитал на горизонте 10 лет? +12 просмотров за суткиСтавка на развивающиеся рынки: правильный момент для входа?

Убей в себе стартапера: почему умирают новые проекты

Савельев Денис Forbes Contributor
фото Diomedia
Есть два типа стартаперов — «сытые» и «голодные». Первые ищут инвестиции, вторые запускаются практически без начального капитала. Но на старте и те и другие имеют больше шансов на провал, чем на развитие

Говорят, из сотни стартапов выстреливает один. Чтобы понять, почему они проваливаются, нужно посмотреть на них без розовых очков.

Почему умирают «сытые»

— Нельзя игнорировать очевидный факт — предприниматель должен заниматься бизнесом, а не выступать с презентациями перед инвесторами. Получение инвестиций само по себе занимает уйму времени.

— Само наличие инвестиций авторы проекта рассматривают как победу, а это глубокое заблуждение. Если стартапер долго и упорно ищет инвестиции, то потом оказывается, что расти некуда и незачем.

— Стартапер ошибочно считает, что главная задача — поскорее раскрутить продукт, а дальше все пойдет само. Средства идут не на улучшение качества продукта, а транжирятся на PR, презентации, общение с прессой, маркетинг. 

— Персонал нанимают пачками «про запас», поскольку стартапер думает о развитии в ближайшие три-четыре года. Но сегодняшний фронт работы и фронт работы через три года — две такие же разницы, как амеба в пруду и космический корабль на орбите. Не особенно заботясь о проверке профессиональной пригодности сотрудников (на это нет ни времени, ни опыта), стартапер получает массу проблем «в мелочах». Но на них не концентрируется. Ведь он вынашивает план по захвату вселенной!

— Обратная сторона той же проблемы — покупка «суперзвезд». «Мы не знаем, как монетизировать проект и вывести его на новый уровень. Давайте схантим звезд рунета, они и скажут, что нужно делать». В итоге число звездных управленцев превышает число рядовых исполнителей, а проект так и продолжает буксовать.

Почему не выживают «голодные»

— Такой стартапер начинает проект, полный страха, решимости и веры. Чем дольше он живет без выручки, тем больше будет страха и меньше веры и решимости.

— Автор проекта вынужден тратить ресурсы не только на развитие продукта, но и на то, чтобы мотивировать команду работать за «будущие плюшки».

— Молодой предприниматель тратит много времени не на развитие проекта, а на выполнение разнообразных «сопровождающих» работ — сегодня составляет бухгалтерский отчет (ведь денег на бухгалтерию нет), завтра занимается уборкой офиса и отдает распоряжения на складе, послезавтра помогает программисту и верстальщику. Члены команды тоже не специализируются на своих основных направлениях, а делают все и сразу. 

— Отсутствие денег, непрофессионализм в «мелочах» и борьба за выживание приводят к перманентному стрессу. Эмоциональный фон в офисе становится невыносимо тяжел.

Убей в себе стартапера

Но почему некоторые все же выплывают? Да потому что никаких стартапов не существует. Стартапомания — веяние времени, и оно уже прошло. Вы еще не заметили? Вера в них пошатнулась и рухнула у всех мечтателей о великой стартап-благодати. Нет волшебных самовыстреливающих бизнес-идей, нет легких денег и легких путей, нет блеска в глазах и счастливого будущего на белом «поршкайене». Есть годы изматывающего труда, который не снился и грешникам седьмого круга ада. Есть копейки и только потом рубли, которые зарабатываются как на галерах, в ущерб физическому здоровью и душевному комфорту. Есть постоянный стресс и единственная цель и необходимость — всегда работать. А белый «поршкайен»… Ну, если он действительно нужен, вы его обязательно купите. Но счастья это не принесет — пройдя полагающийся до него путь, вы станете другим человеком.

Как бы приземленно это ни прозвучало, главное в проекте — изо дня в день генерить выручку. Пока нет выручки, будущее будет под большим вопросом и у «сытых», и у «голодных». А для того чтобы проект начал зарабатывать, мало хороших идеи и команды. Нужно ежедневно заниматься рутинной работой — мелочами, которыми заниматься не хочется и до которых, как вам кажется, дойдут руки когда-нибудь потом. Лично я для себя классифицировал три главные и весьма банальные проблемы, которые похоронили не одну гениальную идею: баги в коде, небрежная верстка, пофигизм в текстах. Будьте упертыми в мелочах — и вы с легкостью удвоите свои шансы. Два процента, черт возьми, это все-таки не один.