Естественный отбор: по каким критериям Qiwi Venture оценивает проекты

Эбич Сергей Forbes Contributor
Фото Diomedia
Интересных проектов на рынке мало. Как не пропустить стоящий?

Недавно наша компания сама представляла собой стартап. Теперь партнеры и пользователи «бомбардируют» нас идеями разнообразных совместных проектов. Год назад, когда число таких заявок достигло критического уровня, мы запустили проект QIWI Venture. Поначалу мы не понимали, сколько проектов войдет в первый раунд, и предполагали, что для запуска нам понадобится минимум полгода и несколько миллионов рублей на рекламу. Но все получилось быстрее и с меньшими затратами – первый венчурный комитет мы собрали через три месяца.

Мы столкнулись с тем, что интересных проектов на рынке крайне мало, а свободных денег у инвесторов — избыток. По данным Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ), в первом полугодии 2013 года в России треть основателей стартапов объявили о том, что закрывают свои проекты и возвращаются к наемному труду, а 13% уже это сделали. Инвесторы же финансируют сразу несколько проектов в надежде, что хотя бы один «выстрелит». В итоге проект вместо необходимых 2 млн рублей получает 15 млн рублей, и эти вложения ничем не подкреплены.

Критерии отбора

Поначалу мы не ставили условий и, столкнувшись с лавиной предложений на разных стадиях и из разных сфер бизнеса, решили ограничиться финансами и IT. Мы изучаем проекты, связанные с финансовыми сервисами, управлением клиентской базой, мобильной коммерцией, оптимизацией бизнес-процессов. Сельское хозяйство и строительство заводов нам неинтересны - на обработку таких предложений мы потратим много времени, а решение об инвестировании можем так и не принять.

В основу нашей методики отбора проектов легли три критерия:

  • Технологичность: мы рассматриваем только смежные с бизнесом QIWI стартапы
  • Географическое масштабирование: проекты, которые можно легко реализовать в других странах и на других рынках, "выстрелят" у себя дома
  • «Духовная» близость: нам неинтересны нелегальные или сомнительные проекты, такие как продажа оружия и азартные игры

Что мы не берем

  • «Добавить кнопку»

Предложения из серии «добавить кнопку по поиску ближайшего терминала или банкомата в мобильное приложение», «укомплектовать терминалы приемниками монет» и «печатать рекламу на чеках» мы отсеиваем. Они или уже реализованы, или будут реализованы в ближайшее время собственными силами. А если мы эти технологии еще не внедрили, значит они нерентабельны или требуют несоразмерного количество времени и ресурсов.

  • Интереса недостаточно

Один партнер предложил нам разработать программу лояльности. С технической точки зрения идея была интересна, но сервис требовал больших вложений в продвижение, а возможности географического масштабирования были ограничены. От проекта мы отказались. Другой пример: сервис по подбору кредитных продуктов был интересен технически, но оказался банальной перепродажей услуг. Его коммерческая часть не была продумана.

Технические тонкости отбора

Более трети заявок поступает от людей, которые не могут «красиво» подать идею. Поначалу возникает ощущение, что их идеи не из нашей области. Но мы стараемся смотреть в первую очередь на профессиональный уровень команды, а не на презентационные качества. «Наш» ли это проект, становится ясно только после общения с автором. Так произошло, например, с автоагрегатором Carbay, в который мы инвестировали этим летом. Автор прислал несколько идей, одна из которых нам понравилась. Но во время встречи он стал настаивать на реализации другого проекта, который изначально нам не приглянулся. Только посмотрев его презентацию и прототип, мы поняли, что идея действительно стоящая. Полгода назад сервис заработал. Еще один проект, мобильное приложение для ресторанов и отелей, стартует в ближайшее время.

Новости партнеров