Forbes
$65.91
73.72
DJIA17828.29
NASD4901.75
RTS918.79
ММВБ1914.31
Айнур Абдулнасыров Айнур Абдулнасыров
основатель компании LinguaLeo 
Поделиться
0
0

Какой инвестор вам нужен

Какой инвестор вам нужен
Айнур Абдулнасыровфото предоставлено автором
Основатель стартапа LinguaLeo о своем опыте взаимоотношений с бизнес-ангелами, фондами и стратегами

Мы уже 3 года занимаемся развитием веб-сервиса для изучения английского языка LinguaLeo.ru и за это время успели поработать с тремя типами инвесторов – стратег, бизнес-ангел и венчурный фонд. В общей сложности привлекли инвестиции $3,2 млн. Надеюсь, наша история взаимоотношений с инвесторами поможет другим стратапам избежать ошибок и найти оптимального инвестора.

Стратег

Изначально, по неопытности, я планировал проскочить этапы финансирования от ангелов и венчурных фондов, сразу начав переговоры со «стратегом». «Стратег» — это крупная компания, работающая в той же отрасли, что и объект инвестиций, заинтересованная в приобретении контрольного пакета акций.

Чуть позже выяснилось, что позиция инвестора по нескольким ключевым параметрам не соответствует моим ожиданиям. В частности, у «стратега» нет опыта работы со стартапами на стадии роста и развития, он не готов брать на себя новые риски, его интересы не совпадают с интересами команды и проекта. Задача инвестора такого типа – купить проект и интегрировать его в основной бизнес. Выращивать компанию с миллиардной капитализацией – не в его интересах.

В итоге сделка не состоялась.

Тип инвестора «Стратег»:
- объем финансирования неограничен;
- уровень принятия риска инвестором стремится к нулю;
- профессионализм инвестора можно оценивать по-разному: он эксперт в отрасли, но не в новом растущем бизнесе;
- интерес инвестора – увеличение собственного бизнеса;
- деньги инвестора нельзя назвать «умными», так как они не нацелены на рост капитализации.

Бизнес-ангелы

Через несколько месяцев я встретил идеальных бизнес-ангелов. Бизнес-ангелами их называют потому, что они инвестируют относительно небольшие, но жизненно необходимые средства в стартапы на самых начальных стадиях — когда у компании есть продукт (прототип) или даже уже небольшая история успеха. А идеальные они, потому что: а) дали денег очень быстро – уже через неделю после начала переговоров я получил окончательный ответ, а еще через две недели получил первый транш; б) не мешали реализовывать стратегию развития сервиса и полностью мне доверяли; в) помогали решать как повседневные вопросы, так и  вопросы, связанные с концепцией продукта.

Подобные сделки могут проходить очень быстро, в течение нескольких дней. В моем случае так и получилось. Я познакомился с сооснователями компании «Ваш репетитор» Егором Руди и Сергеем Кузнецовым на кофе-брейке. Они развивают крупнейшую сеть репетиторов в России. Мы быстро нашли общий язык, познакомились с их партнером Игорем Рябеньким (инвестор «Вашего репетитора») и буквально через 2 дня договорились об инвестициях в $200 000.

Бизнес-ангелы часто сами являются предпринимателями. Они в буквальном смысле становятся партнерами: дают деньги и делятся опытом. Инвестируют собственные средства, поэтому решения чаще всего принимают на основе предпринимательской интуиции.

Структура сделки всегда очень простая, что позволяет быстро оформить необходимые документы, получить деньги и приступить к работе. К примеру, вместо due diligence (процедуры анализа всех аспектов работы компании), бизнес-ангелы могут организовать встречу с предпринимателем, задать ему интересующие вопросы и посмотреть на метрики Google-аналитики. И этого будет достаточно.

Тип инвестора «Бизнес-ангел»:
- объем финансирования измеряется в тысячах долларов;
- инвестор разделяет риски;
- профессионализм инвестора, как правило, достаточно высокий;
- интерес инвестора – развитие бизнеса и повышение оборотов стартапа;
- деньги инвестора бывают «умными», но не всегда.

Венчурный фонд

Спустя полгода после сделки с бизнес-ангелами проект LinguaLeo.ru стал прибыльным. Привлеченных средств хватило как раз на 6 месяцев. И уже совместно с бизнес-ангелами начали искать венчурные инвестиции раунда «А», который соответствовал нашей инвестиционной ситуации.

Искали инвестора с экспертизой в области IT, SaaS-проектов, электронной коммерции и образования. Некоторые связывались с нами сами, с некоторыми знакомились напрямую или с помощью бизнес-ангелов. Параллельно с этим выиграли конкурс БИТ – один из самых престижных конкурсов инновационных проектов в СНГ, где познакомились с представителями фонда Runa Capital.

Затем прошли по 10 российским фондам – везде есть свои минусы. Далее поехали в Штаты. Пообщались со  Шпильманом из Start Fund, представителями August Capital, Accel, TMT Investments и другими. Но там минусов оказалось еще больше: другой часовой пояс, расстояния, кризис недоверия и прочие факторы. В итоге терм-шит (меморандум о намерении) подписали с Runa Capital. На «знакомство» с инвестором ушло более 10 встреч, десятки телефонных разговоров и несколько дюжин писем. Мы подготовили не одну версию презентации бизнес-плана, финансовой модели и executive summary. Ответили на сотни вопросов о бизнесе, технологиях, маркетинге, финансах, команде и стратегии. Это, кстати, очень полезное упражнение.

От момента начала переговоров до подписания меморандума прошло целых полгода! Но в итоге нам удалось получить «умные деньги» — то есть не только финансирование, но и опыт, экспертизу, связи команды, за плечами у которых несколько успешных международных бизнесов с капитализацией в сотни миллионов долларов (таких как Parallels, Acronis, Acumatica, Softline, Dr,Web, Alawar и др.) Разница между инвестором-денежным мешком и «smart money» колоссальна, и для данного этапа развития проекта мы однозначно выбрали оптимального партнера.

Тип инвестора «Венчурный фонд»:
- венчурный фонд готов вложить большую сумму, необходимую компании на данном этапе (мы получили поддержку в $ 3 млн);
- инвестор готов к риску, поскольку его интересы – увеличить свои вложения в сотни раз (но эти риски меньше, чем у бизнес-ангелов);
- профессионализм инвестора высокий – он знает, во что вкладывать.
- интерес инвестора – к моменту «выхода» из компании увеличить ее капитализацию минимум в 10 раз (занимает в среднем до 5 лет);
- деньги по умолчанию должны быть «умными» и включать в себя необходимую экспертизу, сеть контактов и возможностей для развития бизнеса.

Как только я прошел все эти три стадии, понял, что последовательность сотрудничества с инвесторами тоже играет большую роль. К примеру, начинать переговоры со «стратегом» нужно спустя 3-5 лет после запуска, а не по итогам выпуска бета-версии.

Если сравнить инвестиции с земледелием, получается, что «выход» в терминологии венчурной индустрии – день урожая для инвестора. Чтобы дожить до этого дня, необходимы хорошее семя (идея), посев (первые деньги), хорошее удобрение (наши ангельские инвестиции), полив (венчурные инвестиции) и солнечная погода (рынок).

Поделиться
0
0
Загрузка...
Самое читаемое
Рамблер/Новости
Опрос
Беспокоит ли вас курс рубля?
Проголосовало 15986 человек
Forbes 06/2016

Оформите подписку на журнал Forbes.

Подписаться
Закрыть

Сообщение об ошибке

Вы считаете, что в тексте:
есть ошибка? Тогда нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке".

Вы можете также оставить свой комментарий к ошибке, он будет отправлен вместе с сообщением.