К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Какой инвестор вам нужен

фото предоставлено автором
фото предоставлено автором
Основатель стартапа LinguaLeo о своем опыте взаимоотношений с бизнес-ангелами, фондами и стратегами

Мы уже 3 года занимаемся развитием веб-сервиса для изучения английского языка LinguaLeo.ru и за это время успели поработать с тремя типами инвесторов – стратег, бизнес-ангел и венчурный фонд. В общей сложности привлекли инвестиции $3,2 млн. Надеюсь, наша история взаимоотношений с инвесторами поможет другим стратапам избежать ошибок и найти оптимального инвестора.

Стратег

Изначально, по неопытности, я планировал проскочить этапы финансирования от ангелов и венчурных фондов, сразу начав переговоры со «стратегом». «Стратег» - это крупная компания, работающая в той же отрасли, что и объект инвестиций, заинтересованная в приобретении контрольного пакета акций.



Чуть позже выяснилось, что позиция инвестора по нескольким ключевым параметрам не соответствует моим ожиданиям. В частности, у «стратега» нет опыта работы со стартапами на стадии роста и развития, он не готов брать на себя новые риски, его интересы не совпадают с интересами команды и проекта. Задача инвестора такого типа – купить проект и интегрировать его в основной бизнес. Выращивать компанию с миллиардной капитализацией – не в его интересах.



В итоге сделка не состоялась.



Тип инвестора «Стратег»:

- объем финансирования неограничен;

- уровень принятия риска инвестором стремится к нулю;

- профессионализм инвестора можно оценивать по-разному: он эксперт в отрасли, но не в новом растущем бизнесе;

- интерес инвестора – увеличение собственного бизнеса;

- деньги инвестора нельзя назвать «умными», так как они не нацелены на рост капитализации.

Бизнес-ангелы

Через несколько месяцев я встретил идеальных бизнес-ангелов. Бизнес-ангелами их называют потому, что они инвестируют относительно небольшие, но жизненно необходимые средства в стартапы на самых начальных стадиях - когда у компании есть продукт (прототип) или даже уже небольшая история успеха. А идеальные они, потому что: а) дали денег очень быстро – уже через неделю после начала переговоров я получил окончательный ответ, а еще через две недели получил первый транш; б) не мешали реализовывать стратегию развития сервиса и полностью мне доверяли; в) помогали решать как повседневные вопросы, так и  вопросы, связанные с концепцией продукта.

 

Подобные сделки могут проходить очень быстро, в течение нескольких дней. В моем случае так и получилось. Я познакомился с сооснователями компании «Ваш репетитор» Егором Руди и Сергеем Кузнецовым на кофе-брейке. Они развивают крупнейшую сеть репетиторов в России. Мы быстро нашли общий язык, познакомились с их партнером Игорем Рябеньким (инвестор «Вашего репетитора») и буквально через 2 дня договорились об инвестициях в $200 000.



Бизнес-ангелы часто сами являются предпринимателями. Они в буквальном смысле становятся партнерами: дают деньги и делятся опытом. Инвестируют собственные средства, поэтому решения чаще всего принимают на основе предпринимательской интуиции.

Структура сделки всегда очень простая, что позволяет быстро оформить необходимые документы, получить деньги и приступить к работе. К примеру, вместо due diligence (процедуры анализа всех аспектов работы компании), бизнес-ангелы могут организовать встречу с предпринимателем, задать ему интересующие вопросы и посмотреть на метрики Google-аналитики. И этого будет достаточно.

 

Тип инвестора «Бизнес-ангел»:

- объем финансирования измеряется в тысячах долларов;

- инвестор разделяет риски;

- профессионализм инвестора, как правило, достаточно высокий;

- интерес инвестора – развитие бизнеса и повышение оборотов стартапа;

- деньги инвестора бывают «умными», но не всегда.

Венчурный фонд

Спустя полгода после сделки с бизнес-ангелами проект LinguaLeo.ru стал прибыльным. Привлеченных средств хватило как раз на 6 месяцев. И уже совместно с бизнес-ангелами начали искать венчурные инвестиции раунда «А», который соответствовал нашей инвестиционной ситуации.

Искали инвестора с экспертизой в области IT, SaaS-проектов, электронной коммерции и образования. Некоторые связывались с нами сами, с некоторыми знакомились напрямую или с помощью бизнес-ангелов. Параллельно с этим выиграли конкурс БИТ – один из самых престижных конкурсов инновационных проектов в СНГ, где познакомились с представителями фонда Runa Capital.

 

Затем прошли по 10 российским фондам – везде есть свои минусы. Далее поехали в Штаты. Пообщались со  Шпильманом из Start Fund, представителями August Capital, Accel, TMT Investments и другими. Но там минусов оказалось еще больше: другой часовой пояс, расстояния, кризис недоверия и прочие факторы. В итоге терм-шит (меморандум о намерении) подписали с Runa Capital. На «знакомство» с инвестором ушло более 10 встреч, десятки телефонных разговоров и несколько дюжин писем. Мы подготовили не одну версию презентации бизнес-плана, финансовой модели и executive summary. Ответили на сотни вопросов о бизнесе, технологиях, маркетинге, финансах, команде и стратегии. Это, кстати, очень полезное упражнение.

От момента начала переговоров до подписания меморандума прошло целых полгода! Но в итоге нам удалось получить «умные деньги» - то есть не только финансирование, но и опыт, экспертизу, связи команды, за плечами у которых несколько успешных международных бизнесов с капитализацией в сотни миллионов долларов (таких как Parallels, Acronis, Acumatica, Softline, Dr,Web, Alawar и др.) Разница между инвестором-денежным мешком и «smart money» колоссальна, и для данного этапа развития проекта мы однозначно выбрали оптимального партнера.

Тип инвестора «Венчурный фонд»:

- венчурный фонд готов вложить большую сумму, необходимую компании на данном этапе (мы получили поддержку в $ 3 млн);

- инвестор готов к риску, поскольку его интересы – увеличить свои вложения в сотни раз (но эти риски меньше, чем у бизнес-ангелов);

- профессионализм инвестора высокий – он знает, во что вкладывать.

- интерес инвестора – к моменту «выхода» из компании увеличить ее капитализацию минимум в 10 раз (занимает в среднем до 5 лет);

- деньги по умолчанию должны быть «умными» и включать в себя необходимую экспертизу, сеть контактов и возможностей для развития бизнеса.



Как только я прошел все эти три стадии, понял, что последовательность сотрудничества с инвесторами тоже играет большую роль. К примеру, начинать переговоры со «стратегом» нужно спустя 3-5 лет после запуска, а не по итогам выпуска бета-версии.

Если сравнить инвестиции с земледелием, получается, что «выход» в терминологии венчурной индустрии – день урожая для инвестора. Чтобы дожить до этого дня, необходимы хорошее семя (идея), посев (первые деньги), хорошее удобрение (наши ангельские инвестиции), полив (венчурные инвестиции) и солнечная погода (рынок).

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+