Уволившийся менеджер «сдал» конкурентам всю нашу клиентскую базу. Можно найти на него управу? | Forbes.ru
сюжеты
$56.72
69.3
ММВБ2286.33
BRENT68.78
RTS1270.92
GOLD1331.94

Уволившийся менеджер «сдал» конкурентам всю нашу клиентскую базу. Можно найти на него управу?

читайте также
+699 просмотров за суткиСтартап для чайника: как создать компанию и не потерять все деньги +252 просмотров за суткиЗнай своего клиента. Распознавание личности становится частью бизнеса +109 просмотров за суткиЦена безопасности. Чему учит «битва на ножах» в пермской школе +211 просмотров за суткиПопасть в нишу. Как начинающему предпринимателю выбрать, чем заняться  +10 просмотров за суткиГражданин, пройдемте. Как работают законы о персональных данных в России и мире Виртуальное безделье. Работодатели расплачиваются за интернет-серфинг сотрудников +10 просмотров за суткиЧто-то новенькое. Даже самая успешная бизнес-модель нуждается в изменениях +8 просмотров за суткиМеханический продавец: как сохранить человечность в онлайн-торговле Виртуальная реальность стимулирует к покупке новой квартиры и повышает квалификацию хирурга Google под ударом. Размер коллективного иска в Великобритании может превысить $1 млрд +19 просмотров за суткиИдеи из воздуха. Выходцы из «Студии Артемия Лебедева» создали агентство веб-дизайна для онлайн-ретейлеров +8 просмотров за суткиСила слова: как превратить недовольного клиента в преданного поклонника +7 просмотров за суткиНемецкий характер. Как глава люксовой марки Laurèl выстоял в тяжелые времена +24 просмотров за суткиЛестница успеха. Почему деньги не делают нас счастливыми +4 просмотров за суткиСмерть от порезов: ваш бизнес в Китае не выживет без связей и блата +8 просмотров за суткиДеньги на ветер. Как автоматизировать бизнес и не навредить ему Uber пытался скрыть атаку хакеров, укравших данные 57 млн клиентов и водителей +4 просмотров за суткиБольшие надежды: пять принципов выживания ресторанного бизнеса +18 просмотров за суткиСтрижено или брито. Сеть региональных парикмахерских делает оборот 300 млн рублей на стрижках по 300 рублей Под каблуком: как штамп в паспорте влияет на выбор модели бизнеса Взрывной бой: пять принципов борьбы Там Куи, которые пригодятся в бизнесе

Уволившийся менеджер «сдал» конкурентам всю нашу клиентскую базу. Можно найти на него управу?

Дмитрий Липатов Forbes Contributor

Теоретически да, можно. Но только если вы выполнили все требования закона «О коммерческой тайне». На практике такое происходит редко, потому что предприниматели, как правило, эти требования не выполняют.

Что же это за требования?

В первую очередь нужно обратиться к ФЗ «О коммерческой тайне». Этот нормативный акт определяет, что коммерческой тайной является режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Информация о клиентах и договорах может быть признана коммерческой тайной, поскольку является приносящей компании доход в силу неизвестности её третьим лицам.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона №98-ФЗ от 29.07.04 «О коммерческой тайне» работодатель обязан ознакомить под расписку работника, доступ которого к информации, составляющей коммерческую тайну, необходим для выполнения им своих трудовых обязанностей, с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты.

Работник, согласно п. 2 ч. 3 этой же нормы закона, обязан не разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, и без их согласия не использовать эту информацию в личных целях. Абз. 21 ст. 57 Трудового кодекса РФ установлена возможность включения в трудовой договор дополнительного условия о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной). Причем срок такого неразглашения может быть установлен и за пределами срока действия трудового договора — например, ещё несколько лет после его расторжения.

Работодатель должен осуществить целый комплекс организационных и технических мер по охране конфиденциальности информации, которые в силу ч. 1 ст. 10 Федерального закона №98-ФЗ включают:

1. определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;

2. ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;

3. учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;

4. регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;

5. нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя этой информации.

Выполнение этих требований чрезвычайно важно, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона №98-ФЗ коммерческая тайна является защищенной только после выполнения всех этих мер. При разглашении такой информации может наступить и уголовная ответственность — по ст. 183 УК РФ может быть наложен штраф до 120 000 рублей или лишение свободы на срок до 3 лет.

В практике арбитражных судов закрепилось правило о том, что все указанные меры должны быть предприняты в совокупности, например в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 04.06.2008 по делу  А79-2693/2007 в защите было отказано только потому, что на чертеже не было надписи «коммерческая тайна».

Что касается норм закона о защите персональных данных, то они в данном случае не будут применяться. Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона №152-ФЗ от 27.07.06 «О защите персональных данных», персональные данные — это любая информация, относящаяся к определенному физическому лицу. В числе таких данных — его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы и другая информация. Но это данные только о физическом лице. Способы заработка компании не могут быть отнесены к персональным данным.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться