К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Как я создавал и продвигал фломат

фото Романа Шеломенцева для Forbes
фото Романа Шеломенцева для Forbes
Рассказывает создатель автомата для продажи цветов, ставший полуфиналистом конкурса стартапов Forbes

(Продолжение. Начало смотреть здесь)

Итак, существующие автоматы мне не подходили, и я решил проектировать свой собственный. Я понимал, что для создания такого сложного продукта, как торговый автомат с системой охлаждения, потребуется привлечь специалистов в различных областях. Осенью 2009 года я начал писать бизнес-план проекта: рассчитал инвестиции в НИОКР, прикинул себестоимость… А потом начал делить проект на части, для каждой составляя технические задания и подыскивая исполнителей.

Первым техзаданием стала разработка программного обеспечения. Это была самая понятная для меня задача: я хоть и не программист, но все же получил образование в сфере IT. Да и где искать исполнителя, тоже было ясно. Разместил заявку на сайте Free-lance.ru и из всех откликнувшихся на нее выбрал московского программиста с опытом в данной сфере, который предложил перевести уже имеющийся у него код на нужную мне платформу.

 

Разработку договора подряда, который вскоре и заключили с программистом, я заказал на том же сайте: после истории с иском к страховой компании я понял, что услуги профессиональных юристов окупаются с лихвой.

Следующим техзаданием должны были стать конструкторские работы. Но прежде чем искать конструкторов, надо было определить основные характеристики моего будущего автомата.

 

Я решил, что, во-первых, его витрина будет похожа на цилиндр или цилиндр, вписанный в параллелепипед: полукруглая дверца отъезжает внутрь, поворачиваясь вокруг своей оси. Такая витрина как бы обнимает букет — в отличие от прямоугольного (и к тому же полуавтоматического) «американца», у которого цветы видны только с одной стороны.

Во-вторых, дверца должна быть высотой с букет — в отличие от венгерского автомата, где покупателю приходится тянуться за букетом через дверцу и, поддерживая его второй рукой, поворачивать так, чтобы он не задел края окошка. Кроме того, у «европейца» мне не понравилась ограничивающая ассортимент заранее заданная высота окошек. А как же кастомизация? Где индивидуальный подход?

Фломат должен подстраиваться под букеты, а не наоборот, подумал я. Так родилась идея конструктора, который настраивается под конкретный ассортимент и место продаж. Каждая ячейка делится на сектора — от одного до девяти (один — для крупных букетов, для средних — от трех до шести, а девять — для одиночных бутонов), необходимое количество ячеек нужной высоты формируют стойку, а количество стоек в теории не ограничено. Это и стало базой для дальнейших разработок.

 

Первые конструкторские обсуждения я вел со своим отцом, который делал и предварительные эскизы. Но скоро мне стало понятно, что он ищет решение задачи только среди доступных ему вариантов, я же предпочитал находить оптимальное решение, не зависящее от прежнего опыта.

Думаю, именно этот принцип помог снять барьеры для фантазии и создавать, не опираясь на ресурсы, а формируя их под решение поставленной задачи. Я решил нанять профессионального инженера-конструктора для перевода эскизов в чертежи, а отца попросил сконцентрироваться на оформлении заявки на патент и общении с патентным поверенным.

3D-модель комплекса цветочных автоматовК этому времени прошло полгода активной работы над проектом. Уже были готовы программные решения, эскизы, и мне казалось, что до завершения оставалось совсем немного — а финал все не наступал. Тогда я подумал, что хочу увидеть фломат как можно быстрее. В марте 2010 года я разместил на том же Free-lance.ru заказ на создание 3D-модели по эскизам и через пару недель наконец-то увидел свой автомат и даже смог посмотреть, как он работает. С появлением этого «портрета» проект обрел второе дыхание: теперь мне не нужно было на пальцах объяснять суть моего предложения.

14 мая, когда я зарегистрировал свой сайт Flomat.ru, появилось и само слово «фломат». А в июне я решил, что настала пора информировать рынок. Молчать из опасения, что идею перехватит и реализует кто-то другой, не было 3D-модель фломатасмысла. Такая вероятность была ниже, чем шанс, что в финале я столкнусь с ситуацией, когда продукт есть, а спроса на него — нет. Ведь потребителям понадобится время, чтобы привыкнуть к мысли о фломатах, и лучше рассказать о них раньше.

Начал с того, что излагал на бизнес-форумах свою идею, предлагая обсудить ее плюсы и минусы. Результат оказался неожиданным. Живее всего обсуждение шло на форуме Sibmama.ru, где мне, например, подсказали мысль установить фломат в театральном фойе: «В театрах ой как мне не хватает подобного автомата )) заранее покупать цветы не всегда есть возможность, да и непонятно, понравится ли спектакль, а тут представление о спектакле составил — и можно дойти купить цветочки ))».

 

Во многом я оценивал фломат именно с точки зрения потребителя. Мне было не совсем понятно, как обращаться с цветами, поэтому я решил, что моя задача — создать фломат, а цветы — это будет бизнес моей любимой супруги. Но с каждым новым откликом на форуме становилось очевидно, что идея будет развиваться гораздо быстрее, если я стану продавать фломаты всем желающим, а они будут вносить что-то свое, новое. Тем более на форуме молодых мам был специальный раздел для бизнес-леди, где они активно придумывали себе дело. Я как человек, прошедший через этап жизни, когда мои возможности были ограничены, и нашедший спасение именно в вендинге, чувствовал, что могу помочь организовать свое дело начинающим предпринимателям, которые по большей части вынуждены сидеть дома, с детьми. Причем для женщин такое приятное дело, как работа с цветами, — это же мечта!

И кстати, одними цветами можно не ограничиваться: у меня получался торговый автомат витринного типа для товаров, которые нужно продемонстрировать перед продажей, да еще и с системой охлаждения, что позволяло расширить ассортимент.

Теперь нужно было презентовать фломат и одновременно попытаться найти первых заказчиков. Я понимал, что дело пойдет быстрее, если меня будет подталкивать формирующийся спрос.

На основе объемной модели я стал готовить ролик: написал сценарий, нашел исполнителей-фрилансеров. Мне хотелось не просто рассказать о проекте, но и получить обратную связь, и потому я остановился на тизере. Важно было донести до потенциальных покупателей две основных мысли: что фломаты возможны и что скоро они станут реальностью. И, не раскрывая всех деталей автомата (которые, признаться, и я еще не все знал), сделать так, чтобы у зрителей появились вопросы, которые они могли бы задать через специальную форму на сайте.Презентация фломата на форуме «Интерра-2010»

 

Небольшие вложения в создание ролика окупились очень быстро: как и планировалось, заинтересованные люди задали вопросы и оставили контакты, заложив основу клиентской базы. Он помог мне через сайт пригласить заинтересованных предпринимателей на осенний новосибирский форум «Интерра-2010», где я впервые публично презентовал свою идею, напечатав плакат в масштабе 1:1. Если до этого продвижение шло в сети, то с тех пор началось живое общение с предпринимателями.

Но я-то понимал, что пока располагаю лишь 3D-моделью автомата, а вопрос о том, когда я смогу продемонстрировать материальный прототип, по-прежнему остается открытым. Как мне удалось решить эту задачу, я расскажу в следующей публикации.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+