Российская реклама — 2010: достижения

Вахтовики, ангелы и адские белочки, на которых смотрят миллионы

На многих сайтах, посвященных российской рекламе, сейчас идет разнообразное подведение итогов 2010 года, смотр достижений, анализ тенденций. Материалы следуют всеобъемлющие, затрагивающие все основные аспекты маркетинговых коммуникаций. Весь рынок делится на сегменты, и каждый скрупулезно рассматривается. В общем, вспоминается все. Формат блога дает возможность рассказать только о том, что интересно именно мне. А таковым мне показались три основные вещи.

Российские агентства. Для тех, кто «не в рынке»: есть агентства, являющиеся частью международных сетей (или коммуникационных групп, тесно связанных с международными сетями), и есть «чисто российские». Довелось мне в этом году быть в жюри основного российского фестиваля рекламы Red Apple. Он же — Московский международный фестиваль рекламы. Что характерно: впервые за много лет практически все основные награды («золото» и оба Гран-при) забрали именно «чисто российские» компании. Как-то все у них было свежее: «и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Вот для примера несколько лауреатов:

«Честным быть выгодно» от Альфа-банка, гран-при в категории «Реклама»

«Вахтовики» от колбасного завода «Черкашин и Партнеръ», золото в той же категории

«Ангелы», гран-при в категории «Социальная реклама»

Вирусные коммуникации. Российский «вирус» — вирусный маркетинг — всегда считался бессмысленным и беспомощным. А не российский, конечно же, осмысленным и беспощадным. Но в этом году было больше и осмысленности, и беспощадности и у российских аналогов. А у некоторых и аналогов нет. По крайней мере под конец года появилось несколько вирусных роликов, крайне достойных и по качеству и по количеству просмотров. А также по скорости набора этого количества. Хороший «вирус» он таков, что, если я вам его сейчас покажу, то ничего нового вы не увидите. А я все равно покажу:

«Адская белочка». Возможно, самый успешный «вирус» в истории российских маркетинговых коммуникаций, более 2,2 млн просмотров.

«Сходили на рыбалку», более 800 000 просмотров всего за 3 дня:

Вообще здесь хотелось бы видеть, конечно, не отдельные всплески, а тенденцию. Но лиха беда начало.

Социальные коммуникации. Про социальную рекламу, «социалку», у нас тоже можно сказать, используя фразу из известного скетча перестроечного шоу «Веселые ребята»: «были фильмы плохие, были фильмы мерзкие, были фильмы омерзительные, ну и были откровенно поганые фильмы». Но в последние несколько лет стало появляться даже что-то достойное, профессиональное, качественное. Многое даже по заказу тех или иных государственных органов. «Адскую белочку» и «Ангелов» мы уже упоминали. Вот еще пара примеров:

«Может только Человек». Одна из коммуникаций большой кампании (несколько лет самых различных инициатив), которая реально способствовала развитию донорства в России:

«Линия жизни»

В заключение немного пафоса: пусть в новом году российские агентства станут настоящей ракетой, которая выведет рынок на новые вершины, «вирусы» будут по-настоящему воевать не за сотни тысяч, а за миллионы просмотров, а социалка станет более стратегической. И главное — пусть назначение у этого всего будет связано с непосредственными целями коммуникаций, а не с некими скрытыми мотивами (эффектность, слава, нездоровые творческие амбиции, осваивание бюджетов и тому подобные недостойные причины).

Новости партнеров