К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Предприниматель и одиночество

иллюстрация Fotobank/Getty Images
иллюстрация Fotobank/Getty Images
Не надеясь на помощь со стороны, предприниматели становятся сильнее

Одна встреча года четыре назад врезалась мне в память. Уже тогда известный, а сегодня один из самых успешных интернет-предпринимателей страны, делился своей болью: «Не знаю, что мне делать… Рост бизнеса определяется маркетингом, а я мало в этом понимаю. Я нанимал экспертов и пробовал все интернет-агентства, но все без толку. А ведь я топовый рекламодатель страны в этом сегменте! Я лично вынужден держать связь с сотней сайтов, торговаться, планировать рекламу, отслеживать эффект. Мне так нужна маркетинг-стратегия, но никто не может мне помочь».

В его измученных глазах была тоска. Нет, не только от объемов работы и числа проблем. Это была тоска чрезвычайно одинокого человека. Он был один на один с реальностью вокруг него. Он отчаянно жаждал помощи снаружи, какой-то опоры, поддержки и перепробовал ради этого все, что мог, но снова остался один. Как и вчера, позавчера, год назад, всегда…

В моем любимом фильме «На грани» (The Edge) миллиардер (Хопкинс) и продюсер (Болдуин) терпят авиакатастрофу в тайге и пытаются спастись от гризли-людоеда. Их не замечает спасательный самолет, что повергает Болдуина в ужас: «Когда же он вернется?!». На что Хопкинс с тоской и твердостью в голосе говорит: «Самолет не вернется. Они будут прочесывать следующий квадрат. Нас никто не спасет. Надо идти». После приступа истерики, Болдуин медленно впитывает в сознание этот жестокий факт и встает на ноги.

 

Все предприниматели, которых я знаю, имеют ту же самую тоску-твердость в глазах. Они словно наблюдают раз за разом пролетающий мимо спасательный самолет и пьют эту чашу горькой правды. Их надежда на помощь извне остается жива всегда, но каждый раз в муках умирает.

Большинство людей плохо понимают эти муки. Мы растем в любви семьи, строгой заботе школы, в периметре университета, в предсказуемой структуре корпоративного мирка. При каждом нашем шаге есть некто незримый, чтобы вовремя протянуть нам «спасательный жилет». Мы привыкаем, что всегда есть начальник, коллега-эксперт, проверенный подрядчик, охрана, милиция и скорая помощь. Это напоминает одновременно зоопарк и детский вольер.

 

Предприниматель существует в перпендикулярном мире. Там изначально нет никого, кто бы пришел на помощь. Словно десантированный в тайгу с одним ножом, предприниматель должен умудриться выжить и выйти назад к людям. Он голодает, мерзнет, замечает в темноте фосфоресцирующие глаза, ему до жути страшно, но он точно знает: «Никто не спасет. Пора идти».

В то время как все двигаются по кем-то проторенному комфортному пути, предприниматель вынужден протаптывать наощупь свою собственную тропу. Он долго ищет бизнес-модель, убалтывает-пробивает первых клиентов, ошибаясь, находит надежных сотрудников-инвесторов-партнеров, ломает-строит заново каждый кусок, защищает бизнес от «силовиков», рейдеров и конкурентов. Каждый аспект компании нов для него, для индустрии или для всего бизнес-мира. Все это делает он один.

Парадоксально, но именно принятие жестокой реальности одиночества как она есть дает предпринимателю его силу.  Загнанный в угол ум начинает лихорадочно искать решение, какое-как-когда-угодно, лишь бы вырваться из цепких когтей на волю.

 

Процесс поиска решения всякий раз мучителен как пытка. Встречая новую проблему, предприниматель не знает наверняка, когда и как придет решение, чаще всего его долго нет – дольше, чем живет уверенность или надежда. И только когда, кажется, потеряно все, вдруг происходит чудо: меняется ситуация или восприятие ее, приходит идея или срабатывает отчаянный, сделанный «на удачу» ход. Найденное решение редко выглядит идеально — чаще всего оно «так странно, дико, невозможно», но именно оно помогает сделать первый-следующий шаг к свету.

Для окружающих такая «удача» предпринимателя представляется загадкой, непредсказуемой игрой судьбы. Но для того, кто раз за разом на самом дне боли-отчаянья находил ответ, все чувствуется иначе. Предприниматель рано или поздно утверждается в своей вере в себя, а точнее — в своей внутренней силе. Это та самая сила, которая манит-тянет-двигает его прыгнуть в пугающую темноту, но именно она же ему приходит потом на помощь.

Чувствуя в себе этот могучий импульс, предприниматель начинает доверять своей силе, позволяя себе решиться на то, что выглядит немыслимым для большинства людей. Так кроме муки одиночества в глазах предпринимателя появляется уверенность и твердость.

Я регулярно потом встречался с упоминаемым выше интернет-предпринимателем. Как вы, наверное, догадались, он в итоге разрешил свою маркетинговую проблему и думаю, сам того не желая, стал лучшим маркетологом страны. Его компания быстро набирает обороты, инвесторы хороводятся вокруг, медиа жаждут получить его интервью. Сегодня моего предпринимателя мучает новый «безвыходный» вопрос. Но я твердо верю, что каким-то непостижимым образом он обязательно сможет найти ответ. Как всегда сам. Один.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+