Как производитель детских приложений для iPad бежал с Кипра

Ра Тимофей Forbes Contributor
Иллюстрация Fotobank/Getty Images
Лидер стартапа Indigo Kids Тимофей Ра о переезде компании в Гонконг

Сегодня я хочу рассказать о юридической и формальной стороне нашего проекта, в частности, о том, как мы оказались заложниками большой политики. Когда мы только создавали компанию в России, наш ментор, основатель Parallels, старший партнер фонда Runa Capital Сергей Белоусов посоветовал нам, не откладывая, выходить со своим продуктом на международный рынок. Российские консультанты посоветовали нам открыть компанию на Кипре, поскольку это, по их словам, не требовало больших трудозатрат. Но еще осенью прошлого года наш первый бизнес-ангел, шеф московского бюро The Wall Street Journal Алан Каллисон пытался нас отговорить. Но мы торопились, в ноябре купили готовую компанию на Кипре и переименовали ее.

Два месяца ушло на сбор всех документов, уточнение позиций договора о разделении долевого участия и переписку с кипрскими юристами. Вся процедура обошлась нам примерно в 10 000 евро.

После того, как первые инвестиции поступили из США на наш счет в Laiki Bank, события на Кипре перешли в острую фазу. Кипрские банки заморозили все транзакции как раз в тот момент, когда наш второй инвестор готовился перевести на наш кипрский счет 100 000 евро. Неосвоенная на тот момент относительно небольшая часть денег американского инвестора «зависла» на счету в Laiki Bank.

Нужно было максимально оперативно принимать решение о том, оставаться ли на Кипре или переводить бизнес в другую страну. Совет учредителей компании принял решение уйти с Кипра и открыть новую компанию в Гонконге. Кипр в сознании инвесторов ассоциируется с сомнительными финансовыми схемами, Гонконг – с успешным IT-бизнесом. Мы же настроены на привлечение зарубежных инвестиций и участие только в прозрачных финансовых схемах.

Indigo Kids

занимается разработкой детских развивающих и обучающих игровых приложений для iPad. Продукт ориентирован на детей от трех до семи лет. В команде работают педагоги, психологи, художники-дизайнеры и IT-специалисты. Первый бизнес-ангел Indigo Kids шеф-корреспондент московского бюро газеты Wall Street Journal Алан Каллисон внес на счет Indigo Kids $50 000.

Регистрировать компании нам помогает консультант по Китаю, юрист, специалист по международному торговому законодательству Алексей Ракитин. По его мнению, главные преимущества работы в Гонконге для нас состоят в том, что зарегистрировать и проводить аудит компании здесь сравнительно легко. Кроме того в Гонконге действует англо-саксонская система права с четким регулированием финансовой деятельности участников международного рынка. Одно из важных преимуществ – налоговые льготы по операциям за пределами Гонконга для компаний, зарегистрированных иностранцами в этой стране.

Открытие офиса в Гонконге дает нам возможность дистанционно управлять банковскими счетами. В отличие от России, счета, открытые в банках в Гонконге, являются мультивалютными. В отличие от Кипра и европейских свободных экономических зон здесь гарантируется полная конфиденциальность вкладов и частной информации клиентов.

Что касается Китая, выход на этот и другие рынки стран Азии мы планировали изначально как второй шаг в развитии Indigo Kids. Сегодня Китай является крупнейшим потребителем электроники и IT-приложений. В прошлом году количество айфонов и айпадов, купленных китайцами в Гонконге, превысило общее количество этих девайсов, приобретенных во всех других странах мира. При этом нас не смущает, что в китайской прессе поднимается волна недовольства политикой Apple. Нам очень важно закрепится на этом перспективном рынке. Мы активно ищем партнера по продвижению в китайском AppStore. В ближайшее время при помощи нашего консультанта Алексея Ракитина мы собираемся найти в Китае партнера-издателя, чтобы адаптировать наше игровое приложение к культурным особенностям жителей азиатских стран.

За последние полгода мы продвинулись в разработке продукта – создали рабочий прототип первой локации системы, которую мы называем детской игровой «вселенной». В нашем понимании локация – модель местности с заданными свойствами, параметрами, героями, задачами, визуальными и технологическими приемами. Персонажи дают ребенку задание, от них же он может узнать полезную информацию, с некоторыми из них даже можно общаться. Главными героями стали любознательный Волшебник и Облачко, похожее на смеющегося Будду.

В начале апреля наш мобильный офис переезжает в Таиланд, на остров Самуи, который уже давно облюбовали разработчики. Там, в частности, был запущен стартап LinguaLeo. Здесь мы будем дорабатывать нашу модель с учетом отзывов пользователей.

Новости партнеров