Бизнес на скидках. Что дальше? | Forbes.ru
сюжеты
$58.77
69.14
ММВБ2143.99
BRENT63.26
RTS1148.27
GOLD1256.54

Бизнес на скидках. Что дальше?

читайте также
+24 просмотров за сутки10 самых интересных спортивных стартапов 2016 года +5 просмотров за суткиЗаочное знакомство: сколько можно заработать на видеоинтервью с соискателями вакансий 3D-сканер как виртуальная замена телепортации Оживление бумаги: новый бизнес на дополненной реальности Как продать одноразовые бритвы за миллиард Новости в зеркале: бизнес на отражении Ретро со смартфона: можно ли наладить продажи "старинного" гаджета Давид и Голиаф: зачем большие компании возятся со стартапами Позывные хакатона: новый формат активностей для стартапов в России Вместо отчета: "Все равно я выиграл!" «Самое важное - правильно выстроить приоритеты в жизни и работе» Школа молодого миллиардера: секреты производства Чебурашка 2.0: стартап Cinemood возрождает традицию просмотра диафильмов Средство Макрополуса: как стартап Samumed стал одним из самых дорогих в мире Счастливый билет: кто меняет рынок автобусных перевозок Йогуртозамещение: как бывший директор по развитию «Вимм-Билль-Данна» стал производить лампочки Рецепт бизнеса: как заработать на приготовлении натурального мороженого Супермаркет с доставкой: от курьерской службы к сервису покупок Правило шести рукопожатий: социальная сеть для поиска контактов «Если хотите плавать в большом океане, - будьте готовы к большим штормам» Право руля: стартап Driveway контролирует стиль вождения и позволяет заработать

Бизнес на скидках. Что дальше?

Как еще можно заработать на «группон-лихорадке»

С некоторой периодичностью на более или менее ровной поверхности инвестиционного моря в веб-бизнесе возникают выраженные волны. В конце 1990-х трендом было создание веб-каталогов. Потом всеобщим инвестиционным увлечением стали поисковики. Вслед за ними пришло увлечение инвесторов Web 2.0 в целом и социальными сетями в частности. Сегодня, оправившись от кризиса, инвесторы рунета присматриваются прежде всего к созданию приложений для социальных сетей и мобильных устройств, к веб-проектам, связанным с геолокацией, и сайтам групповых покупок купонов на приобретение сервисных услуг. Такие сайты еще называют «группон-клоны» по названию первого сайта, реализовавшего такую идею, — Groupon.com

Факторы, которые привлекают внимание разработчиков и инвесторов к группон-клонам: техническая простота исполнения сайта, элегантность бизнес-схемы, понятность и привлекательность идеи для конечного потребителя.

Работает это так: сайт проекта заключает договоры с рядом ресторанов, развлекательных центров, салонов красоты и т. п. о реализации их услуг. Условия договора: услуги реализуются оптом, но с большой скидкой. До 70-80%. Затем на сайте ежедневно выставляется только одно предложение, срок действия которого 24 часа. Посетителям предлагается купить, например, поход в суши-бар, маникюр или сеанс массажа с очень солидной скидкой. Однако признана окончательно совершенной эта покупка станет только при условии, если будет выкуплено определенное количество купонов за этот день. Число недокупленных для закрытия сделки купонов обычно в онлайн-режиме явно указывается на группон-сайте. Это дополнительно стимулирует уже купивших приглашать друзей и знакомых. Они заинтересованы в том, чтобы было выкуплено нужное число купонов и сделка состоялась. Так проект получает дополнительную бесплатную рекламу.

После покупки, оплата которой происходит электронными деньгами или банковской картой, клиенту выдается для распечатки купон с промо-кодом. Предъявив купон в искомом заведении, он получит приобретенные услуги. Весь процесс оплаты и получения купона автоматизирован. Нет физической доставки товара, нет необходимости хранить запас товаров и вести учет на складе, нет координации курьеров с клиентов и прочих нюансов логистики, которые в российских условиях являются постоянным кошмаром онлайн-продавцов реальных товаров в рунете. К слову, тут можно вспомнить еще об одной инвестиционной прелести группон-проекта — для его реализации, по крайней мере на старте, достаточно небольшой команды. Проект очень компактен по штату, а значит — и по фонду оплаты труда.

Бизнес-схема работы группон-клона проста и красива. На первом этапе, договорившись о скидке на ту или иную услугу с контрагентами, проект продает ее с несколько меньшей скидкой, либо небольшой наценкой. Для примера: есть договоренность о продаже 100 купонов на посещение солярия со скидкой 60%. Проект продает их со скидкой в 50%. От этого привлекательность предложения для конечно клиента не теряется, а сайт зарабатывает 10% полной стоимости услуги на каждой продаже.

На втором этапе, когда популярность проекта стала заметной и его предложения получает значительное число потенциальных потребителей, группон-сайт будет стремиться договорится с контрагентами о том, чтобы они предоставляли свои купоны на реализацию бесплатно. Объяснять это будут тем, что сам факт выставления предложения заведения для многотысячной аудитории группон-сайта, является рекламой этого заведения. Таким образом, прибылью для проекта уже становится все деньги, поступающие от клиентов.

И, наконец, особо сильные игроки группон-фронта на третьем этапе своего развития будут пытаться не только взять купоны от заведений-контрагентов бесплатно, но и предложат им доплатить за рекламу, объясняя это многочисленностью своей аудитории и ее заинтересованностью именно в такого рода предложениях.

Инвестиционная лихорадка вокруг группон-сайтов на западе началась собственно с Groupon.com. Этот сильный игрок открывал и открывает все новые и новые филиалы в городах США, а последнее время и в других странах.

Бациллы группон-инфекции быстро перекинулись в Европу. В каждой из стран стали появляться свои группон-клоны, воющие друг с другом за внимание локального потребителя. Хорошо помню, как в профильных онлайн-изданиях Германии журналистами широко использовался родившийся в те дни неологизм Groupon-Fieber(«группон-лихорадка»).

Одной из самых ярких европейских историй был проект CityDeal.de, построенный братьями Зауберами, которые ранее создали уже несколько успешных немецких стартапов-клонов американских сайтов. Запустив проект в начале 2010 года, за пару месяцев они смогли получить несколько инвестиционных траншей, каждый на несколько миллионов евро. Они вели бешеную рекламную активность, открыли представительства во всех крупных городах Германии и наладили их бесперебойную работу. А это значит, что в каждом городе были созданы команды, строящие отношения с контрагентами, формирующими локальную маркетинговую политику и т. п.

Бурное развитие привело к тому, что уже к лету клон был куплен своим прототипом. Groupon.com приобрел 100% компании. И сейчас, набирая в адресной строке CityDeal.de клиент попадает на Groupon.de. Команда и управляющий аппарат, насколько мне известно, при этом не сменились.

Россия почувствовала влияние группон-лихорадки в конце 2009-го — начале 2010 года. К весне-лету этого года в рунете появилось с десяток проектов подобного рода. Летом в программе «Рунетология» мы общались с одним из совладельцев и руководителей сайта «Дарбери» Еленой Масоловой. Она рассказывала о постоянном мощном росте проекта и очень амбициозных финансовых планах. Через полтора месяца после этой беседы «Дарбери», как и ранее немецкий CityDeal, был куплен Groupon.com. Хваткие американцы добрались до рунета.

Сумма сделки не разглашалась, но Елена писала в онлайн-дискуссиях, что деньги очень достойные. Предположу, что имел место cash-out на несколько миллионов долларов. Для продажи курицы, несущей золотые яйца, нужен очень сильный мотив. Кстати, помнится, в той нашей беседе летом, Елена рассказывала мне, что инвестиции в «Дарбери» были равны стоимости нескольких пицц, покупавшихся для подкормки программистов, которые построили первый сайт проекта за 15 дней.

Для полной завершенности картинки бизнес-привлекательности подобных проектов, можно вспомнить о том, что этим летом российский фонд DST (Digital Sky Technologies) купил долю в прототипе всех группон-сайтов — Groupon.com. А DST и его главе Юрию Мильнеру нельзя отказать в проницательности. Именно DST в свое время вкладывался в развитие Mail.ru, «Одноклассники.ру», «ВКонтакте» и ряда других веб-проектов, ставших успешными бизнесами

Быть может, впечатлительные инвесторы, прочтя этот текст, ринутся на поиск группон-сайта для инвестиций. А впечатлительные предприниматели могут сорваться на розыски команды программистов и ближайшей пиццерии. Однако, думается, что время создания полноценно-золотоносных кур в группон-сегменте рунета прошло. Конкурировать с лидерами рынка типа «Дарбери», «Биглион», WeClever будет уже сложно. Они набрали клиентские базы данных, опыт, открыли свои филиалы в крупных городах.

Однако говорить о том, что ниша группон-проектов в рунете полностью освоена, тоже нельзя. Просто если сейчас строить нечто подобное, то нужно искать способ уйти в сегмент. Все города-миллионники уже имеют свои группон-сайты? Подумайте о построении подобных проектов в городах с населением в 500 000-900 000. Таких в России десятки. И в большинстве своем там уже есть рынок, инфраструктура и потребитель для таких предложений. Другой вариант сегментации — создание тематических группон-сайтов. Скажем, предлагаем купоны только от ресторанов и кафе, или только по теме «красота и здоровье», или только по теме «активный отдых и спорт». Таких сегментов можно найти немало.

Один стартап, экспертизу которого я недавно проводил по просьбе коллег из управляющей компании, собирается сделать отдельные разделы группон-сайта для разных районов Москвы. Тоже, в общем, не лишено здравого смысла. Москва — огромный и широко интернетизированный город. Вполне может получиться.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться