Как банкиры завлекают предпринимателей

Владельцы малого и среднего бизнеса — надежные клиенты. Банки начинают ценить таких заемщиков и ищут к ним подход

Гендиректор и совладелица интернет-магазина подарков «Пум-Пу.Ру» Екатерина Ботвинник недолюбливает банки. Почему? Три года назад она решила взять 2 млн рублей в кредит, чтобы оплатить партию товара, заказанную в Китае. В банк обратилась заранее — за полгода до платежа. О кредитной истории тоже позаботилась — в 2009 году фирма получала и в срок вернула 350 000 рублей компании «Микрофинанс».

Рассмотрение заявки в «Уралсибе» затянулось на полгода — каждые две недели, по словам предпринимательницы, ей засылали обновленный список необходимых документов. «Они тянули с ответом ровно до той даты, когда мы должны были оплатить товар китайским производителям, зря я им ее называла», — вспоминает Ботвинник. Вместо запрошенной суммы согласились дать всего 400 000 рублей под залог товара на складе, общая стоимость которого составляла 3,5 млн рублей.

С другими банками вышло не лучше. Менеджеры Пробизнесбанка одобрили кредит «Пум-Пу.Ру» на 1,7 млн рублей, но помимо товара на складе попросили в залог автомобиль одного из учредителей. В «дочке» иностранного банка отказались ссудить деньги фирме — для начала предложили прокредитовать одного из акционеров как физлицо. Менеджеры «Открытия» нашли Ботвинник сами по телефонам на сайте, сами предложили кредит. Дважды приезжали смотреть склад. Чем кончилось? За кредит на 3 млн рублей здесь потребовали в залог не только товар на складе и автомобиль, но и квартиру. В итоге Ботвинник и ее партнеры обошлись собственными средствами. А с банками решили общаться через кредитного брокера. Бывший банковский сотрудник взялся помочь за 10% от суммы кредита наличными. И не обманул.

Для большинства малых предпринимателей, как и для Ботвинник, условия банков кажутся, мягко говоря, некомфортными. Возможно, именно поэтому объем общего портфеля кредитов, выданных малому и среднему бизнесу (МСБ) российскими банками вырос в 2011 году всего на 19%, тогда как розничное кредитование выросло на 36%, кредитование крупного бизнеса — на 28% (по расчетам Euroresearch & Consulting).

Но ситуация меняется. Forbes проанализировал новые возможности для предпринимателей, появившиеся в банках за прошедший год.

Новости партнеров